Данную статью я посвящаю грамотному подходу к созданию игрового персонажа. Вернее, даже не столько созданию персонажа, сколько созданию его личности. Замечу, что это всего лишь рекомендация, а вовсе не правило, строго следовать статье не нужно.

Для начала следует ознакомиться с миром, в котором будет проходить игра. В этом месте должна появиться концепция персонажа. Например: Сэм Каховски, мужчина, наемный убийца. Возможно, какие-то эфирные еще представления о его характере, внешности, истории и прочее, прочее. Затем следует перечитать еще раз информацию о мире. Я неспроста это советую – многие создают такое, что в рамках данного мира смотрится в лучшем случае неуместно. На этом этапе идет проверка эфирных представлений о персонаже, отсечение того, чего не может быть, появление новых деталей.

В принципе, что греха таить, во многих ролевых вполне сойдет и несколько слов о персонаже – главное написать имя да ориентацию. Но у нас высокая цель, мы создаем личность, а не третьепланового героя американского фильма. Поэтому материализовать образ героя. Начнем с внешности.

Внешность

Описание внешности персонажа может быть длиной с вордовскую страницу, а может уместиться в три предложения, и при этом одинаково передавать образ персонажа. Напишем для начала пару строчек:

Высокий, довольно крепкий, но не качок. Темные, коротко стриженные волосы, серые глаза, прямой нос чуть загнут вниз, лицо небритое, но без усов и бороды.

Итак, есть общее представление. Теперь его можно украсить, добавив, что

Бледно-серые глаза глубоко посажены, брови с краю чуть приподняты, губы тонкие, застывшие в полуулыбке, во рту ровные отбеленные зубы. Цепкий, холодный, надменный, взгляд и спокойное выражение лица, чуть насмешливое из-за полуулыбки.

По сути, если одна нога вдруг не стала короче другой, а на руке не образовался лишний палец, то тело не нуждается в подробном описании. Теперь можно кратко упомянуть привычную (или начальную) одежду и снаряжение.

Темно-серые брюки с декоративными затертостями, красная футболка с надписью U.S.S.R., серпом и молотом, поверх нее коричневая осенняя куртка, отделанная под кожу. На ногах черные с серым кроссовки. На серебряной цепочке висит православное распятье. В кобуре на поясе находится дизрапотор – основное оружие киллера.

В принципе, это вполне приличное и весьма достойное описание внешности. Возможно, к нему мы еще вернемся, когда закончим с биографией.

Биография

Биография, так же, как и внешность, может быть рассказана весьма скупо. Родился, напился, женился. Вот и весь герой. Но в отличие от внешности, история персонажа часто требуется не для галочки в анкете, а для дальнейшего развития истории, например, флэшбеков. Поэтому чем подробнее биография, тем легче Мастеру, и тем меньше он отойдет от вашего представления.

Для начала следует обратиться к истории мира в конкретной игре и изучить ее внимательно. Возможно, там найдутся интересные моменты, которые как-то повлияли на жизнь персонажа. Важно не отступать от истории, не творить отсебятину глобальных масштабов. Но если сюжет что-то умалчивает, то допускаются определенные вольности, о которых потом можно честно заявить: про то, что так нельзя, в в сюжете не было. Ознакомившись с историей, приступаем к тексту.

Итак, семья. Многие этот пункт не любят. Зачастую герои сироты, родители умерли в раннем детстве или неизвестны, то же самое братья, сестры и родственники до пятого колена. Можно поступить и так, но Мастеру шесть анкет героев-подкидышей подряд не понравятся. Поэтому мы создаем семью:

Сэм родился в семье эмигрантов из Полиса Анжеса и Марии Каховски (особо старательные могут даже рассказать, как родители познакомились) в Сити, спустя три месяца после их переезда. Его мать была биоинженером, а отец начальником службы безопасности ее института. Он был единственным и любимым ребенком в семье (при желании здесь следует рассказать о младшей сестре или старшем брате).

Теперь, опираясь на ключевые события, следует создать историю жизни героя до текущего момента. Для начала детские и юношеские годы:

С самого детства Сэм тяжело заводил друзей – большинство сверстников казались ему глуповатыми и недалекими, в то время как сам он рос серьезным и умным. В школе он учился, перебиваясь с четверки на тройку, однако окончил неплохо и поступил в Университет Западного Берега им. Родденберри на филологический факультет. В отличие от школы, в университете Сэм усердно занимался и успешно окончил его, однако полученная профессия уже не интересовала его. Сэм начал заниматься спортом, чем пренебрегал все эти годы, учился единоборствам, стрельбе, фехтованию. В 24 года он встретил девушку по имени Анна, которую полюбил – к этому времени Сэм уже жил отдельно от родителей, в Жилом районе – однако через год они разошлись. Убитый этим, Сэм просиживал в барах вечера, и однажды случай свел его с организацией, выполняющий контракты на убийства (по-хорошему следовало бы рассказать, что это за случай, что за организация, но это всего лишь пример). Вскоре он стал работать на эту организацию, используя навыки, полученные после университета, а в остальное время работал в собственной книжной лавке консультантом.

Вот, в принципе, вполне себе история. Не упомянуто, правда, ни одного факта из истории, но к этому ведь никто и не принуждает. Еще раз перечитав получившуюся биографию и удостоверившись, что противоречий с историей мира нет, возвращаемся к внешности.

Сэм занимался фехтованием, и однажды по глупости пропустил удар, от чего на память ему остался шрам на груди, который он не захотел удалять, чтобы тот напоминал о глупости. Также на левом плече у Сэма татуировка с именем АННА, которую Каховски так же не желает свести, ибо это напоминает ему о его любви.

Итак, персонаж готов? Практически. Из истории уже можно почерпнуть кое-что о характере героя (если это хорошая история, а не абы какая), но этого явно не достаточно. Практически во всех ролевых требуется в анкетах заполнить пункт «характер» (хоть это зачастую им и не нужно совсем), поэтому несколько слов написать нужно. При этом следует помнить, что есть биография. И если в истории, например, орки, жестоко издеваясь, убили всех родных и близких и сожгли деревню героя, то упоминать любовь к этой расе будет не совсем уместно. Также следует помнить, что ролевая игра – прежде всего, отыгрыш. Поэтому если персонаж добрый и отзывчивый по анкете, он не должен отказывать в помощи нуждающимся и тем паче убивать их ради веселья. За это от хорошего Мастера можно получить по шапке.

Приступим к написанию психологического портрета. Это понятие шире, чем просто «характер», в него также входит отношение героя к некоторым аспектам жизни, его поведение, цели, ну и, собственно, черты характера. Расписывать все это чаще всего не требуется, но создавая действительно хорошего персонажа, стоит отметить для себя эти моменты.

Политика

Сэм отстранен от политики настолько, насколько может быть отстранен от нее бизнесмен в Сити. Тоталитаризм мегакорпораций не сделал его жизнь лучше, как обещалось, но и хуже не сделал. А поскольку все вопросы Директора решают без даже самого незначительного его участия, то и что толку забивать политикой голову.

Религия

Сэм считает себя православным, верит в Бога и даже раз в год посещает храм. Однако он не утруждает себя соблюдением обрядов и постов, даже крестится крайне редко. А уж на заповеди вроде «Не убий» плевал с высокой колокольни.

Моральный кодекс

Его нет. Оценив ситуацию, Сэм сделает что угодно для достижения своей цели. Этот человек не знаком с понятием чести и верности, он не прощает обид и долгов.

Характер

Реалист, интроверт, флегматик, эгоист. Испытывает легкое чувство презрения к окружающим людям. Холоден, рассудителен, циничен и расчетлив.

Цели

Можно сказать, что серая жизнь Сэма не имеет цели. Для человека столь эгоистичного важен лишь он сам, а остальное – только средство. Поэтому целью его жизни являются деньги и свобода.

Психопортрет готов. Как и, собственно, персонаж. Распределить очки по характеристикам и записать пару кинжалов в инвентарь сможет каждый. Хотя при этом хороший игрок также опирается и на созданную им биографию, внешность и характер, а не только на целесообразность данного пункта. Помните, что это, прежде всего, отыгрыш, а не слешер вроде Diablo.

Ну и в заключении блиц-опрос. 19 вопросов о вашем персонаже. Если вы действительно создали цельную личность, а не образ для портрета, то вы без труда ответите на эти вопросы. Кроме того их можно использовать, собственно, для его генерации – от внешности до психологического портрета.

1. Пол
Хоть в компьютерных РПГ от выбранного пола зачастую мало что зависит, здесь ситуация иная. Большинство предпочитают играть за свой пол, это и правильно. Однако экстрималам следует учесть биологические и психологические различия полов.
2. Пропорции
Можно выбрать эльфа ростом метр с кепкой и с пивным брюшком, можно высокого и стройного полурослика. Хотя обычно все же придерживаются канонических образов.
3. Глаза, волосы, кожа
Цвет может быть натуральным, а может и искусственным (даже кожа – вспомните Майкла Джексона). На лице может быть косметика (или боевая раскраска =)), в глазах линзы, на лысом черепе парик. Возможно, герою требуются очки с толстыми стеклами или у него глазные имплантанты, а может, глаза ему выжег агент Смит.
4. Как обычно выглядит герой
Здесь следует рассказать о манере одеваться: стильно или неряшливо, гордая осанка у героя или он как Квазимодо ходит. Возможно, его внешний вид заставит девушку приветливо улыбнуться, а может, обратит в бегство племя гоблинов.
5. Место рождения
Не приходится сравнивать ребенка, росшего во дворце Морнхолда или в Имперской тюрьме. Место рождения сильно влияет не только на биографию, но и на характер и, порой, даже на внешность.
6. Возраст
Важно примерно определять возраст персонажа даже если не требуется его указывать. Например, люди в 20 и в 30 лет сильно отличаются по характеру, манере одеваться, говорить. К тому же это определяет, был ли герой свидетелем тех или иных событий, что может также повлиять на него.
7. Семья
Кем были родители героя, чем занимались? Были ли братья или сестры, чем они занимались, где сейчас и что делают? Общается с ними герой или давно забыл про них?
8. Образование
Три класса церковно-приходской или университет при столице? Где герой обучился своим талантам, где, в конце концов, читать-писать учился (если учился)? Возможно, это был пансионат для мальчиков, а может быть, первую любовь он встретил именно в школе.
9. Личная жизнь
С кем герой встречается, возможно, он в браке или разведен, вдовец. Быть может, у него уже и детей штук восемь.
10. Профессии
Чем герой занимался до начала приключения. Был скучным клерком и хлопал мух газетой? А может, он был капитаном «Энтерпрайза» и бороздил просторы Галактики. Что заставило его сменить род деятельности (если это была не атомная война в начале сюжета).
11. Политические и религиозные взгляды
Возможно, герой только вылез из пещеры или из криокамеры, а может, он просто пофигист и атеист. Но если это не так, то по отношению к действующей власти герой должен что-то думать. Возможно, его не устраивает демократия и нужен жесткий тоталитаризм. В каких богов герой верит, поклоняется им или уже забронировал место в Стене неверующих?
12. Моральный кодекс
Даже если герой кровожадный мясник, то у него может быть, например, правило не убивать маленьких девочек с русыми волосами. А если это герой без страха и упрека, то у него тоже должен быть какой-то кодекс. Честь и честность во всем или, может, он следует лишь Правилам Приобретения ференги?
13. Цели
Цель всей жизни важна для настоящего Героя как конь для всадника. Быть может, это уничтожение того короля орков, который послал сжечь его деревню, а может, нахождение Трои. Но обычные персонажи могут и не озаботиться ее выявлением, живя лишь повседневным.
14. Характер
Герой пессимист? Идеалист? Радикал? Консерватор? Пофигист? Поверхностный? Боец? Себе на уме? Энергичный? Претенциозный? Одержимый? Суеверный? Экстраверт? Интроверт? Противоречивый? Рациональный? Упрямый? Страстный? Любопытный?
15. Личные качества
Это вовсе не умения, просто вещи, которые герой хорошо делает. Быть может, он хорош во флирте, а может, знает, как не упустить выгоду. Он может вести за собой легионы или бегло говорит на клингонском, арамейском и на старшей речи.
16. Что герой не умеет делать
Тут не следует перечислять все неизученные навыки. Возможно, он не умеет дружить, критично себя оценивать, читать, наконец.
17. Что он ненавидит
Тут могут быть бездари из правительства, расисты, паладины, крокодилы, лужи и запах говна из канализации. Все, что угодно.
18. Что любит
Огонь в камине, песни, деньги, пиво в хорошей компании или здоровый и крепкий сон. А может быть ваш герой извращенец и любит маленьких девочек – тоже вариант.
19. Имя
Самое важное. Часто труднее всего подобрать подходящее имя. Но и тут нюансы. Возможно, что есть не только имя, но и прозвище. А откуда взялось это прозвище?... А может, и имя не настоящее...

отсюда