Амрод (‘Amrod), Амрас (‘Amras)
По происхождению – эльфы-нолдор. Шестой и седьмой сыновья Фэанора, братья-близнецы, охотники. Ушли вслед за отцом и братьями в Исход. Участвовали в битвах: Убийство Родичей в Альквалондэ, Дагор-нуин-Гилиат, Дагор Браголлах, Нирнаэт Арноэдиад, битва в Дориате. В Средиземье правили землями между Кэлоном и Гэлионом. Погибли при нападении на Гавани Сириона.
Этимология
«Амрод» - это перевод на синдарин квэнийского имени «Амбарто» (Ambarto), а «Амрас» - «Амбарусса» (Ambarussa). Имя «Амбарусса» на квэнья означает «рыже-коричневая верхушка», имя же «Амбарто» означает «высокий, возвышенный» (обе части имени переводятся как «высокий»)1). Это материнские имена близнецов, и часто их обоих называли «Амбарусса» или «Амрас»2). Отцовским именем Амрода было «Питьяфинвэ» (Pityafinwё), что означает на квэнья «Маленький Финвэ». Краткое имя - «Питьо» (Pityo). Отцовским именем Амраса было «Телуфинвэ» (Telufinwё), что на квэнья означает «Последний Финвэ». Краткое имя - «Тэльво» (Telvo)3). Братья предпочитали называться материнскими именами.
Эпессе «Гвэнин» - «близнецы»4).
Родовой знак
Знаком Амрода и Амраса, как и всего Дома Фэанора, была восьмилучевая звезда.
Внешний облик
У обоих близнецов были рыже-каштановые волосы, но у Амрода они c возрастом потемнели. Братья были очень похожи друг на друга с рождения и оставались такими всю жизнь, хотя с возрастом их перестали путать5).
Характер, знания, умения
Нравом братья были так же схожи друг с другом, как и обликом. В землях Средиземья Амрод и Амрас стали великими охотниками, хотя и уступали в этом искусстве своему старшему брату Келегорму.
Семья
Амрод и Амрас были младшими (шестым и седьмым) сыновьями-близнецами Фэанора из нолдор и Нэрданэли из нолдор. У них было пятеро старших братьев: Маэдрос, Маглор, Келегорм, Карантир и Куруфин. У близнецов не было ни жен, ни детей6).
Биография
Амрод и Амрас родились и провели детство и юность в Тирионе вместе с родителями. Фэанор и его сыновья часто странствовали по Валинору, редко останавливаясь подолгу на одном месте. Наиболее часто они гостили в чертоге Аулэ.
Мелькор, освобожденный из Мандоса, желал посеять рознь среди нолдор и заговорил с ними об оружии – поначалу с сыновьями Фэанора, а затем – с сыновьями Индис7). Говорил он о том, что братья Фэанора замышляют занять его место наследника короля нолдор и силой изгнать его из Тириона. И Фэанор, поверив наветам, отковал в тайной кузнице мечи себе и всем своим сыновьям, сделал он также всем шлемы с алыми гребнями.
Когда Фэанор был изгнан из Тириона, Амрод и Амрас, как и все их братья, последовали за ним в изгнание. На севере Амана они построили крепость Форменос.
Амрод и Амрас не отправились на Праздник Урожая, устроенный Манвэ в надежде примирить детей Финвэ (1495 Год Валар8)). В тот день, почувствовав скуку, сыновья Фэанора отправились на верховую прогулку в Зеленые Холмы. Но внезапно они увидели, как свет стал меркнуть, и в страхе помчались обратно в Форменос. Однако когда они подъехали уже близко к крепости, на них пала тьма, а Форменос окружила еще более черная туча. Оттуда доносились звуки ударов, затем братья увидели внезапный отблеск пламени и услыхали пронзительный крик. Но когда они попытались направить своих коней к дому, те встали на дыбы и сбросили всадников, а сами умчались прочь. Сыновья Фэанора лежали на земле, не в силах подняться; и внезапно на них нашла туча, и они ослепли. Но туча миновала их и унеслась на север, и они догадались, что это приходил Мелькор и с ним было неведомое существо (Унголиант, как стало известно позже). Когда они все же смогли добраться до дома, то увидели у ворот убитого Финвэ и обнаружили, что Сильмарили украдены9). Тогда они послали вестников в Валмар.
Когда Фэанор принес в Тирионе клятву вернуть Сильмарили, то Амрод и Амрас вместе с братьями, воздев мечи, повторили за отцом клятву. Именем Эру клялись они преследовать любого, кто возьмет Сильмарили и не отдаст их роду Фэанора. Эту клятву нельзя было нарушить и нельзя было сдержать, и преследовала она всякого до конца мира.
Амрод и Амрас отправились за отцом и братьями в Средиземье (1495 год Валар). Близнецы участвовали в Убийстве Родичей в Альквалондэ, после которого на нолдор пало Проклятие Мандоса.
Фэанор вместе с сыновьями тайком увел корабли, покинув Финголфина и его народ в Арамане. В 1497 Году Валар (через семь солнечных лет после его начала)10) они высадились в заливе Дрэнгист в месте под названием Лосгар. Там Фэанор объявил, что не собирается возвращаться, и приказал сжечь корабли. Амрод и Амрас, как и все их братья (кроме Маэдроса), участвовали в этом злом деянии.
Воинство Фэанора отправилось на восток и пришло в землю Митрим. На северном берегу озера с тем же названием они принялись строить военный лагерь. Но не успели они укрепиться, как на них напало войско Моргота, ибо пожар в Лосгаре был замечен его соглядатаями. Моргот рассчитывал быстро победить нолдор и сбросить их в море. Но он недооценил их ярость и силу мечей, а в глазах нолдор еще горел свет Амана. Эльфы одолели врагов и, выгнав их из Митрима, преследовали по великой равнине Ард-Гален. Рати Моргота потерпели поражение, и лишь жалкая горсть орков вернулась в Ангбанд. Эта битва длилась десять дней, и ее назвали Дагор-нуин-Гилиат, Битва-под-звездами.
Но, несмотря на победу, великое горе ожидало нолдор. Фэанор, вырвавшийся далеко вперед, был смертельно ранен балрогами. Сыновья разогнали балрогов и унесли отца с поля боя, но он умер у Эйтель-Сириона. И перед смертью он велел сыновьям повторить клятву о Сильмарилях и отомстить за отца.
В самый час смерти Фэанора к его сыновьям прибыло посольство от Моргота, признавая поражение и призывая начать переговоры. Маэдрос уговорил братьев притвориться, что они согласны на переговоры, и сам отправился в назначенное место. Но Моргот обманул их, прислав отряд больший, нежели было уговорено, и отряд Маэдроса был перебит, а сам он взят в плен. Тогда Моргот вновь отправил посланцев к сыновьям Фэанора, обещая лишь тогда отпустить их брата, если они откажутся от войны и вернутся в Валинор или уйдут на дальний юг Белерианда. В случае же отказа Черный Владыка обещал подвергнуть Маэдроса мукам. Но сыновья Фэанора, помня о клятве и не веря обещаниям Моргота, отказались. И Моргот повесил Маэдроса за руку на склоне Тангородрима.
В 1500 Году Валар11) в Средиземье прибыл Финголфин со своим народом, перейдя через Хэлькараксэ. Услышав о его приближении, сыновья Фэанора перенесли свой лагерь на южный берег Митрима, ибо опасались битвы с родичами, которые не забыли предательства.
Но Фингон спас Маэдроса и тем самым исцелил вражду между нолдор (5 год Первой Эпохи12)). Маэдрос передал корону Верховного Короля нолдор Финголфину и просил прощения за то, что Финголфина и его народ оставили в Арамане. Тогда Дом Фэанора был назван «Обездоленным» - из-за потери прав на верховное владычество и утраты Сильмарилей.
Для того чтобы уменьшить опасность раздоров, а также желая принять на себя первый удар Моргота, Маэдрос увел братьев на восток Белерианда. Амрод и Амрас владели землями между Кэлоном и Малым Гэлионом, где росли зеленые леса, дикие, но прекрасные. После битвы Дагор Аглареб (60 год Первой Эпохи13)) нолдор установили Осаду Ангбанда, и в Белерианде на долгие годы воцарился мир. Амрод и Амрас редко приходили на север, пока длилась Осада. Другие же владыки нолдор временами наезжали в те земли, желая отдохнуть и поохотиться в лесах. Народ Амрода и Амраса был малочислен и состоял в основном из охотников.
Именно в землях Амрода и Амраса (часть которых по этой причине назвали Эстоладом) поселились люди после своего ухода из Оссирианда (310 год Первой Эпохи14)). Небольшая часть народов Беора и Хадора жила там до самого затопления Белерианда (1).
В 455 году Первой Эпохи15), посреди зимы, Моргот атаковал Белерианд. Реки огня текли по Ард-Гален, а вслед за ними шли орки, балроги и дракон Глаурунг. Это нападение застало эльдар и эдайн врасплох, и Осада Ангбанда была прорвана, а многие защитники северных границ погибли или бежали. Земли Амрода и Амраса тоже были захвачены, а братья с остатками своего народа бежали на юг. К ним присоединился и Карантир, потерявший свои владения. Близнецы и Карантир перешли Рамдал и укрепились на горе Амон-Эреб. Там они вместе с пришедшими им на помощь Зелеными Эльфами сдерживали натиск войск Моргота и поэтому враги не смогли проникнуть в Оссирианд и в Таур-им-Дуинат. Битву эту назвали Дагор Браголлах и кончилась она весной того же года, хотя война с той поры не прекращалась.
В 472 году Первой Эпохи16) Маэдрос, собрав силы, решил напасть на Ангбанд. В день Середины Лета началась новая война с Морготом. Амрод и Амрас участвовали в этой битве (2) вместе со всеми своими братьями. Из-за предательства людей из племени вастаков битва была проиграна, и сыновья Фэанора, с трудом пробившись через полчища врагов, бежали с остатками нолдор и наугрим на восток к горе Долмед. Все сыновья Фэанора были ранены, но никто не погиб. Битву эту назвали Нирнаэт Арноэдиад, Битвой Бессчетных Слез.
После Битвы Бессчетных Слез сыновья Фэанора и их народ потеряли все свои владения и скитались, подобно сухим листьям, гонимым ветром, у подножия Эред-Линдон, смешавшись с Зелеными Эльфами, забыв о силе и славе прежних дней.
В 503 году Первой Эпохи17) умерли Берен и Лутиэн, а Сильмариль, вделанный в ожерелье Наугламир, был передан их сыну Диору. Диор открыто носил его, и к Дориату вернулась часть былой славы. Но сыновья Фэанора, прослышав об этом, отправили к нему послание с требованием вернуть Сильмариль (505 год Первой Эпохи18)). Ничего не ответил Диор, и тогда Келегорм принялся подстрекать братьев напасть на Дориат и силой отобрать чудесный самоцвет. И накануне нового, 507 года Первой Эпохи19), сыновья Фэанора напали на Дориат. Так случилось второе (после Альквалондэ) Убийство Родичей. Сыновья Фэанора победили в той битве, но трое из них погибли. Келегорм был убит рукою Диора, пали также Карантир и Куруфин. Но убиты были и Диор, и его жена, Нимлот, а их юных сыновей, Элуреда и Элурина, жестокие слуги Келегорма бросили умирать от голода в лесу. Однако сыновьям Фэанора не удалось добыть Сильмариль, ибо Эльвинг, дочь Диора, бежала с ним к Устью Сириона.
Когда сыновья Фэанора узнали, что Эльвинг не погибла и поселилась в Гаванях Сириона, а Сильмариль находится у нее, то Маэдрос сначала удержал свою руку, сожалея о Дориате (512 год Первой Эпохи20)). Но через некоторое время неисполненная клятва стала мучить братьев, и они послали владыкам Гаваней послания дружественные, но повелительные, требуя вернуть Сильмариль. Эарендиль тогда был в плавании, а Эльвинг сама не стала принимать решение о передаче Сильмариля, к тому же народ Гаваней был против этого, ибо они полагали, что их богатство и безопасность их кораблей зависят от силы чудесного самоцвета. В 538 году Первой Эпохи21) Маэдрос и его братья (Маглор, Амрод и Амрас) внезапно напали на Гавани, и так случилась последняя и самая жестокая битва меж эльфами, чьей причиной была ужасная клятва. И столь велико было смятение среди эльдар, что некоторые из воинов сыновей Фэанора остались в стороне от битвы, а другие стали защищать Эльвинг и были убиты. В этой битве Амрод и Амрас погибли. Сыновья Фэанора все же победили, но Сильмариль опять не достался им, ибо Эльвинг бросилась с ним в море.
Другие имена
В «Книге Утраченных Сказаний», самой ранней версии легендариума, близнецов звали «Дамрод» (Damrod) и «Динитэль» (Dinithel)22) или «Дуритэль» (Durithel)23). Другими вариантами имени самого младшего сына Фэанора были также «Майтог» (Maithog) или «Майлвег» (Mailweg)24).
Далее, вплоть до «Поздней Квэнта Сильмариллион», близнецов звали «Дамрод» и «Дириэль» (Diriel)25).
Только в «Поздней Квэнта Сильмариллион» имена меняются на «Амрод» и «Амрас», а в «Шибболет Фэанора» появляются их квэнийские варианты «Амбарто» и «Амбарусса».
В «Этимологиях» значения имен близнецов таковы:
«NDAM»- «ударять, бить молотом, ковать», «namba (квэнья) – «бить молотом»26).
«RAUTĀ»- «металл» , раннее значение «медь»27).
Таким образом, имя «Дамрод» можно перевести как «кующий медь».
Квэнийский вариант имени Дамрода - «Намбарауто» (Nambarauto)28).
«DER»- «взрослый мужчина (эльф, смертный или представитель другой разумной расы)»29).
«GYEL» - «крик радости, веселья»)30).
Таким образом, имя «Дириэль» можно перевести как «веселый, радостный муж».
Более ранняя форма имени Дириэля – «Диргэль» (Dirghel)31).
В «Шибболет Фэанора» сказано, что синдаринской формой имени «Амбарусса» будет «Амрос»32). Там же говорится, что другие называли близнецов «Миньярусса» (Minyarussa) и «Атьярусса» (Atyarussa), где «minya» означает «первый», а «atya» - «второй» 33).
Там же указывается еще одна форма имени «Амбарто» - «Умбарто» (Umbarto), что означает «обреченный». Это имя считалось пророческим34). О его истории и исполнении пророчества см. ниже.
В списке староанглийских имен «Квэнта» Амроду дано имя «Déormód», что означает «храброе сердце», а Амрасу - «Tirgeld», что означает «достойный славы»35).
Другие версии
Эти герои появились в легендариуме начиная с «Книги Утраченных Сказаний», но отдельную роль стали играть только в «Квэнта».
Неясно, были ли они близнецами с самого начала. Во всяком случае, определенно они названы близнецами только в «Квэнта Сильмариллион»36). В позднем примечании к «Анналам Амана», позже зачеркнутом, они названы «несхожими»37).
В «Поздней Квэнта Сильмариллион» говорится, что именно сыновья Фэанора принесли к Эзеллохару вести об убийстве Финвэ и краже Сильмарилей. Когда они рассказывали об этом Валар, то не знали, что Фэанор находится здесь же, и когда он бежал в ночь, пораженный горестными вестями, то они последовали за ним, ибо боялись, что в горе он убьет себя38).
В «Книге Утраченных Сказаний» семь сыновей Фэанора только после смерти отца дали ужасную клятву ненависти и мести всем: богам, эльфам или людям, кто бы ни пожелал завладеть Сильмарилями. Дети Фэанора оставили Нолэмэ (Финвэ) и вернулись в Дор-Ломин, где они стали могущественным и неистовым народом39).
В «Квэнта» сказано, что охотничьи угодья близнецов располагались у реки Аскар40).
По версии «Книги Утраченных Сказаний» сыновья Фэанора подошли слишком поздно и узрели только поле битвы (Нирнаэт Арноэдиад); они убили оставшихся там грабителей и, хороня Нолэмэ (Финвэ), возвели над ним и другими убитыми величайший холм из камней, который назвали Холмом Смерти41).
В «Книге Утраченных Сказаний» после Битвы Бессчетных Слез (Нирнаэт Арноэдиад) Маэдрос и остальные сыновья Фэанора поссорились с Тургоном, потому что сами хотели главенствовать, и ушли на юг42).
В «Книге Утраченных Сказаний» утверждается, что сыновья Фэанора напали на Дориат в тот же день, когда Моргот напал на Гондолин43).
В «Книге Утраченных Сказаний» Динитэль (Амрас) после битвы в Дориате «скончался в лесу от полученных ран»44).
В изначальном варианте «Наброска Мифологии» утверждается, что сыновья Фэанора, победив жителей Дориата, захватили Науглафринг (Наугламир), но на них пало проклятие, лежавшее на золоте, и они ссорились над ним, пока в живых не остался один Маглор45).
В «Ранних Анналах Белерианда» сказано, что именно Амрод и Амрас являлись инициаторами нападения на Гавани Сириона (где они и погибли), а Маэдрос и Маглор лишь неохотно помогали им46).
История Амрода согласно «Шибболет Фэанора»
В «Шибболет Фэанора» сказано, что Амрас был старшим из близнецов, и, видимо, его должны были звать «Питьяфинвэ», а Амрод был младшим и его должны были звать «Телуфинвэ». Амраса Фэанор любил больше, чем его брата. Когда близнецы родились, то их мать, Нэрданэль, дала им одинаковые имена «Амбарусса». Фэанор попросил ее дать имена, которые хоть как-то бы отличались. Тогда Нэрданэль сказала: «Пусть одного из них будут звать «Умбарто» - «обреченный», но какого – покажет время». Фэанор был недоволен этим зловещим именем, а некоторые думают, что он плохо расслышал его, во всяком случае, он назвал этого сына «Амбарто» - «высокий», а имя «Умбарто» никто не произносил. Сами близнецы называли друг друга «Амбарусса».
Когда Фэанор бунтовал против Валар и решил уйти в Средиземье, все его сыновья пошли за ним. Нэрданэль же осталась в Валиноре, и когда стало ясно, что ее муж и дети уходят навсегда, она пришла к Фэанору и просила оставить ей младших сыновей-близнецов или хотя бы одного из них. Фэанор же ответил, что будь она верной женой, то сохранила бы и мужа, и всех сыновей, они же твердо решили отправиться с отцом. Тогда Нэрданэль, разгневавшись, сказала: «По меньшей мере, один твой сын никогда не ступит на земли Средиземья». «Оставь зловещие пророчества Валар», - ответил Фэанор, - «я презираю их». Так они расстались.
Когда Фэанор и его народ достигли Средиземья, они причалили на берегу залива Дрэнгист, в месте под названием Лосгар. Ночью, когда весь лагерь спал, Фэанор вместе с сыном Куруфином и еще несколькими преданными эльфами поджег корабли, чтобы никто не мог вернуться в Валинор и чтобы брат его Финголфин не смог достичь Средиземья. Наутро нолдор Фэанора были недовольны этим деянием, ибо на кораблях оставались многие вещи, да и они собирались плыть вдоль берега на юг в поисках более удобного места, а не идти пешком. Но вскоре обнаружилось еще худшее, ибо, когда войско собралось идти дальше, нашлось только шестеро сыновей Фэанора. Не хватало Амрода, младшего из близнецов. Тогда Амрас побледнел от страха и спросил Фэанора, разбудил ли он его брата, ибо тот остался ночевать на корабле, сказав, что на берегу спать неудобно. Но некоторые думали (в том числе и Фэанор), что он сожалел об уходе и хотел тайком вернуться к Нэрданэли, когда корабли поплывут обратно. «Тот корабль сжег я первым», - ответил Фэанор, скрыв собственный ужас. «Тогда верное имя дал ты младшему из своих детей», - сказал Амрас, - «и правильно звучало оно «Умбарто» - «Обреченный». Яростным и безумным стал ты». И более никто не осмеливался говорить с Фэанором об этом47).
В некоторых других текстах тоже говорится о гибели одного (или даже обоих) близнецов при сожжении кораблей в Лосгаре. Об этом сказано в позднем примечании к «Анналам Амана» (сначала там говорится об одном погибшем близнеце, потом это исправлено на гибель обоих)48). В тексте «О Маэглине» говорится о «пяти сыновьях Фэанора» в Белерианде, что, очевидно, подразумевает ту же историю о гибели близнецов в огне49).
Изменения в хронологии
Ранние Анналы Белерианда
51 год Первой Эпохи Начало Осады Ангбанда50).
155 год Первой Эпохи Эльдар и эдайн разбиты в Дагор Браголлах51).
172 год Первой Эпохи Эльдар и эдайн разбиты в Нирнаэт Арноэдиад52).
205 год Первой Эпохи Сыновья Фэанора требуют Сильмариль у Диора, но он ничего им не отвечает53).
206 год Первой Эпохи Разорение Дориата сыновьями Фэанора54).
225 год Первой Эпохи Мучения пали на сыновей Фэанора из-за неисполненной клятвы. Они требуют у Эльвинг отдать им Сильмариль, но жители Гаваней отказываются это сделать55).
229 год Первой Эпохи Разорение Гаваней сыновьями Фэанора. Гибель Амрода и Амраса56).
Поздние Анналы Белерианда
255 год Первой Эпохи Эльдар и эдайн разбиты в Дагор Браголлах57).
272 год Первой Эпохи Эльдар и эдайн разбиты в Нирнаэт Арноэдиад58).
305 (505) год Первой Эпохи Сыновья Фэанора требуют Сильмариль у Диора, но он ничего им не отвечает59).
306 (506) год Первой Эпохи Разорение Дориата сыновьями Фэанора60).
325 (525) год Первой Эпохи Мучения пали на сыновей Фэанора из-за неисполненной клятвы. Они требуют у Эльвинг отдать им Сильмариль, но жители Гаваней отказываются это сделать61).
329 (529) год Первой Эпохи Разорение Гаваней сыновьями Фэанора. Гибель Амрода и Амраса62).
Повесть Лет
511 год Первой Эпохи Разорение Дориата сыновьями Фэанора63).
532 (534) год Первой Эпохи Разорение Гаваней сыновьями Фэанора. Гибель Амрода и Амраса64).
(1) Тем не менее, нет никаких сведений о том, что эти люди вступали в тесное общение с Амродом и Амрасом или их народом. Нет сведений и о том, что люди Эстолада стали вассалами младших сыновей Фэанора (и сражались вместе с ними в Дагор Браголлах), хотя они и продолжали жить на их землях (прим. сост.).
(2) Подробнее о ходе этой битвы см. статью «Нирнаэт Арноэдиад» (прим. сост.).
Cоставитель - Юлия Понедельник
1) «The History of Middle-earth», Volume XII, «The Shibboleth of Fёanor», pp.353-354
2) «The History of Middle-earth», Volume XII, «The Shibboleth of Fёanor», p.355
3) «The History of Middle-earth», Volume XII, «The Shibboleth of Fёanor», p.353
4) «The History of Middle-earth», Volume XII, «The Shibboleth of Fёanor», p.365
5) «The History of Middle-earth», Volume XII, «The Shibboleth of Fёanor», p.355
6) «The History of Middle-earth», Volume XII, «Of Dwarves and Men», p. 318
7) «The History of Middle-earth», Volume X, «The Later Quenta Silmarillion», p.276
8) «The History of Middle-earth», Volume X, «The Annals of Aman», p.98
9) «The History of Middle-earth», Volume X, «The Later Quenta Silmarillion», pp. 293-294
10) «The History of Middle-earth», Volume XI, «The Grey Annals», p.16
11) «The History of Middle-earth», Volume XI, «The Grey Annals», p. 29
12) «The History of Middle-earth», Volume XI, «The Grey Annals», p.31
13) «The History of Middle-earth», Volume XI, «The Grey Annals», p.36
14) «The History of Middle-earth», Volume X, « Atrabeth Finrod ah Andreth », p. 307
15) «The History of Middle-earth», Volume XI, «The Grey Annals», p.52
16) «The History of Middle-earth», Volume XI, «The Grey Annals», p.71
17) «The History of Middle-earth», Volume XI, «The Tale of Years», p.348
18) «The History of Middle-earth», Volume XI, «The Tale of Years», p. 351
19) ibid
20) «The History of Middle-earth», Volume XI, «The Tale of Years», p. 351
21) ibid
22) «The History of Middle-earth», Volume II, «The Book of Lost Tales», «The Nauglafring», p. 241
23) «The History of Middle-earth», Volume II, «The Book of Lost Tales», «The Nauglafring», p. 251
24) «The History of Middle-earth», Volume II, «The Book of Lost Tales», «The Nauglafring», p. 244
25) «The History of Middle-earth», Volume IV, “The Earliest Silmarillion”, p. 16
26) «The History of Middle-earth», Volume V, «The Etymologies», p.375
27) «The History of Middle-earth», Volume V, «The Etymologies», p. 383
28) «The History of Middle-earth», Volume V, «The Etymologies», p. 375
29) «The History of Middle-earth», Volume V, «The Etymologies», p. 354
30) «The History of Middle-earth», Volume V, «The Etymologies», p. 359
31) «The History of Middle-earth», Volume V, «The Etymologies», p.354
32) «The History of Middle-earth», Volume XII, «The Shibboleth of Fёanor», p.366
33) «Vinyar Tengwar 41», р. 10
34) «The History of Middle-earth», Volume XII, «The Shibboleth of Fёanor», pp.353-354
35) «The History of Middle-earth», Volume IV, “The Quenta”, p. 261
36) «The History of Middle-earth», Volume V, “The Quenta Silmarillion”, p. 223
37) «The History of Middle-earth», Volume X, “The Annals of Aman”, p. 128
38) «The History of Middle-earth», Volume X, «The Later Quenta Silmarillion», pp. 293-295
39) «The History of Middle-earth», Volume I, «The Book of Lost Tales», «Gilfanon's Tale: The Travail of the Noldoli and the Coming of Mankind», p.273
40) «The History of Middle-earth», Volume IV, “The Quenta”, p. 160
41) «The History of Middle-earth», Volume I, «The Book of Lost Tales», «Gilfanon's Tale: The Travail of the Noldoli and the Coming of Mankind», p.274
42) «The History of Middle-earth», Volume I, «The Book of Lost Tales», «Gilfanon's Tale: The Travail of the Noldoli and the Coming of Mankind», p.272
43) «The History of Middle-earth», Volume II, «The Book of Lost Tales», «The Nauglafring», p. 242
44) «The History of Middle-earth», Volume II, «The Book of Lost Tales», «The Nauglafring», p. 241
45) «The History of Middle-earth», Volume IV, «The Earliest Silmarillion», p. 37
46) «The History of Middle-earth», Volume IV, “The Earliest Annals of Beleriand», pp.369-370
47) «The History of Middle-earth», Volume XII, «The Shibboleth of Fёanor», pp.353-355
48) «The History of Middle-earth», Volume X, “The Annals of Aman”, p.128
49) «The History of Middle-earth», Volume XI, «Maeglin», p.329
50) «The History of Middle-earth», Volume IV, “The Earliest Annals of Beleriand», p.354
51) «The History of Middle-earth», Volume IV, “The Earliest Annals of Beleriand», p.358
52) «The History of Middle-earth», Volume IV, “The Earliest Annals of Beleriand», p.361
53) «The History of Middle-earth», Volume IV, “The Earliest Annals of Beleriand», p.368
54) ibid
55) «The History of Middle-earth», Volume IV, “The Earliest Annals of Beleriand», p.369
56) «The History of Middle-earth», Volume IV, “The Earliest Annals of Beleriand», p.370
57) «The History of Middle-earth», Volume V, “The Later Annals of Beleriand», p.131
58) «The History of Middle-earth», Volume V, “The Later Annals of Beleriand», p.136
59) «The History of Middle-earth», Volume V, “The Later Annals of Beleriand», p.142
60) ibid
61) «The History of Middle-earth», Volume V, “The Later Annals of Beleriand», p.143
62) ibid
63) «The History of Middle-earth», Volume XI, «The Tale of Years», p.348«The History of Middle-earth», Volume XI, «The Tale of Years», p.348
64) ibid
http://tolkien.su/wiki/Амрод_и_Амрас?redirect=1