Финголфин (Fing'olfin)
Эльф по происхождению. Второй сын Финвэ, короля нолдор. После изгнания Фэанора и ухода Финвэ правил нолдор в Тирионе. Отправился в Исход вслед за Фэанором. Вел нолдор через Хэлькараксэ. В Средиземье стал верховным королем нолдор и правил Хитлумом. Предводительствовал войсками западных нолдор в Дагор Аглареб и Дагор Браголлах. После поражения в Дагор Браголлах, ведомый отчаянием, один поскакал к Ангбанду и вызвал Моргота на поединок. В поединке нанес Морготу раны, в том числе в левую ногу, от которой тот охромел, но сам погиб. Похоронен на одной из вершин Окружных Гор, куда его тело принес орел Торондор.
Этимология
Имя «Финголфин» - это перевод на синдарин квэнийского имени «Финвэ Нолофинвэ» (Finwë Ñolofinwë)(1). Отцовское имя Финголфина – «Нолофинвэ». «Ñolo» (квэнья) означает «мудрость», «Finwё» просто является именем отца, данным сыну. Фактически, его можно перевести как «мудрый Финвэ». Сначала было дано лишь имя «Финвэ», и лишь потом к нему добавили приставку1). А имя «Finwё» к началу своего имени Финголфин прибавил после смерти отца, когда претендовал на власть над всеми нолдор2). Материнское имя Финголфина – «Аракано» (Arakáno), «высокий вождь», оно считается «пророческим». «Ara» (квэнья) означает «высокий, благородный», а «káno» (квэнья) – «командир, вождь»3). На синдарине это имя звучит как «Аргон» (Argon)4).
Родовые цвета
Цветами Финголфина и его дома были голубой и серебряный.
Герб
Внешний облик
Финголфин лицом и телом походил на Финвэ, своего отца, он был высок и темноволос5).
Характер
Финголфин был самым сильным, стойким и доблестным из сыновей Финвэ. Он обладал мудростью, но ему были также присущи гордость, упрямство и своеволие.
Семья
Финголфин был вторым ребенком и первым сыном Финвэ из нолдор и Индис из ваньяр. У него был старший брат по отцу – Фэанор, старшая сестра – Финдис6), младший брат – Финарфин, и две младшие сестры – Фаниэль7) и Иримэ8). Финголфин был женат на деве Анайрэ, которая родила ему четверых детей - сыновей Фингона, Тургона и Аракано и дочь Арэдэль9).
Биография
Финголфин родился в Валиноре, в городе Тирион на холме Туна в 1190 Году Валар10). Детство он провел с родителями в Тирионе. В Валиноре Финголфин женился на деве из нолдор по имени Анайрэ11), которая родила ему четверых детей. Финголфин и его род всегда дружили с Ульмо12).
Мелькор после освобождения из Чертогов Мандоса принялся сеять вражду между Фэанором и его братьями. Финголфину и Финарфину он говорил, что Фэанор мечтает прогнать их из Тириона. До Фэанора же дошли слухи, распространяемые Мелькором, что Финголфин желает занять место короля нолдор с позволения Валар, сместив Финвэ и Фэанора. Фэанор и до этого мало любви питал к Индис и ее сыновьям, а теперь и он, и Финголфин исполнились гордыни и зависти к правам и владениям друг друга. Тогда Мелькор, увидев, что ложь его принесла плоды, заговорил с нолдор об оружии (сначала с сыновьями Фэанора, а затем - с сыновьями Индис13)), которым можно защитить себя. И, вняв ему, принялись нолдор ковать себе оружие и доспехи. Хоть и презирал Финголфин Мелькора14), но яд его речей отравил сына Финвэ. А Фэанор стал произносить речи перед нолдор, призывая их уйти в Эндорэ из Валинора, где (по его словам, которые следовали лжи Мелькора) Валар держат их в плену. Многие из нолдор поверили Фэанору, и в городе начался непокой. Тогда обеспокоенный Финвэ собрал совет (1490 Год Валар15)). Финголфин прибыл туда и сказал владыке, что Фэанор не по праву говорит перед всеми нолдор, как будто он их король, а не Финвэ, и что Финвэ необходимо удержать Фэанора от подобных речей. Эти слова услышал Фэанор, входивший в залу. Он разгневался и обнажил меч, крикнув, чтобы Финголфин уходил и не занимал его место. Финголфин ничего не сказав, поклонился Финвэ и вышел. Но Фэанор догнал его у дверей, приставил к груди брата меч и угрожал убийством, если Финголфин будет продолжать говорить против него. За этот проступок Валар приговорили Фэанора к двенадцати годам изгнания из Тириона. После приговора Финголфин сказал, что простит брата. Финвэ удалился в изгнание вместе с Фэанором, и тогда нолдор, живущими в Тирионе, стал править Финголфин.
В 1495 Году Валар16) на горе Таниквэтиль был устроен пир в честь Праздника Урожая и Фэанору велели прийти туда. Он пришел против своей воли и на словах примирился с Финголфином перед троном Манвэ. Финголфин же простил ему угрозы и сказал: «Полубрат по крови, истинным братом по духу буду я тебе. Ты будешь вести, а я следовать. И пусть не разделяют нас более обиды». И сказал Фэанор: «Да будет так».
И когда стояли они так перед троном Манвэ, Мелькор и Унголиант погубили Древа Валинора. Затем пришло известие, что Мелькор убил Финвэ и украл Сильмарили. Тогда Фэанор бежал с Таниквэтили, а потом появился в Тирионе призвал нолдор уйти в Эндорэ, дабы отомстить Мелькору и отобрать похищенное. И тогда Фэанор произнес свою клятву, но Финголфин и Тургон выступили против него, и дело чуть не дошло до схватки. Лишь Финарфин сумел успокоить разгневанных родичей.
Финголфин не желал уходить из Валинора, и мудрость подсказывала ему остаться. Но его сын Фингон уговорил его отправиться в Исход, к тому же Финголфин не желал бросать свой народ, большая часть которого хотела уйти, на произвол воли Фэанора. И он не забыл своих слов перед троном Манвэ. Анайрэ, жена Финголфина, осталась в Валиноре17), но все его дети отправились с ним. За Финголфином отправилась и сестра его, Иримэ, ибо она любила его более всех других родичей18). Однако большинство нолдор Тириона не желало отказываться от владычества Финголфина и не признало Фэанора своим королем. Поэтому нолдор выступили в Исход двумя воинствами – впереди с меньшей частью ушедших в поход шел Фэанор, а за ним двигалось гораздо более многочисленное войско Финголфина.
В Убийстве Родичей в Альквалондэ Финголфин, по всей видимости, участия не принимал(2), поскольку подошел к Лебединой Гавани, когда схватка уже окончилась.
После произнесения Проклятия Мандоса (1496 Год Валар19)) Финголфин не повернул назад с Финарфином, ибо весь его народ желал идти дальше, одни – оставшись под влиянием речей Фэанора, другие – испугавшись суда Валар за Альквалондэ. Все его дети также продолжали поход.
Фэанор бросил Финголфина в Арамане, предательски уведя все добытые в Альквалондэ корабли, которые он после сжег(1497 Год Валар20)). Финголфин увидел издали отсветы пожара и понял, что брат его предал. Ему оставалось лишь продолжать поход или вернуться с позором в Валинор, но теперь как никогда хотелось ему прийти в Эндорэ и повстречать Фэанора. И тогда Финголфин, его сыновья, Финрод и Галадриэль приняли решение идти через Хэлькараксэ. Переход был очень труден, и там погибло много нолдор, но все же в 1500 Году Валар21) Финголфин и его воинство достигли Средиземья. Именно тогда впервые взошла Луна, и Финголфин приказал трубить в серебряные трубы. А когда он ступил в Митрим, впервые взошло Солнце, и Финголфин развернул свои голубые и серебряные знамена. Его воинство беспрепятственно прошло через Дор-Даэделот (ибо Моргот и все его слуги, испугавшись Солнца и Луны, спрятались в подземельях) и ударило в самые врата Ангбанда, а звук его труб сотряс Тангородрим. Но Финголфин, будучи осторожнее Фэанора и страшась коварства Моргота, не стал атаковать вражескую крепость. Он отступил к озеру Митрим, ибо слышал, что там стоят лагерем сыновья Фэанора (сам Фэанор к этому времени уже погиб в Дагор-нуин-Гилиат), и к тому же Финголфин хотел, чтобы его народ отдохнул под защитой Гор Тени. Стыдясь взглянуть в глаза родичам, которых они предали, и опасаясь схватки, сыновья Фэанора передвинули лагерь на южный берег озера. Финголфин же построил свой лагерь на северном берегу. Он не питал любви к сыновьям Фэанора, считая их сообщниками отца, и между воинствами чуть не разгорелось сражение.
После того, как Фингон спас Маэдроса из плена и тот исцелился, старший сын Фэанора просил прощения у Финголфина и его народа за то, что их оставили в Арамане, и передал Финголфину верховную власть над нолдор (5 г. Первой Эпохи22)). Тогда вражда между нолдор была исцелена. Маэдрос также отдал Финголфину часть валинорских коней как возмещение потерь в Хэлькараксэ, ибо их привезли в Средиземье на кораблях.
В 20 г. Первой Эпохи23) Финголфин созвал всех на Праздник Воссоединения, Мерет Адертад. Туда пришли многие нолдор, синдар и нандор, и там было заключено множество союзов и установлены добрые отношения между народами эльфов. Будучи иного нрава, нежели Фэанор, Финголфин признавал верховное владычество Тингола в Белерианде, испытывая благоговейный страх перед этим королем и королевой Мэлиан24).
После расселения нолдор по Белерианду Финголфин жил в Хитлуме вместе со своим сыном Фингоном. Они построили крепость Барад-Эйтель на востоке Эред-Вэтрин у истоков реки Сирион. Это была главная твердыня Верховного Короля нолдор, откуда он и его сын наблюдали за Ард-Гален.
В 60 г. Первой Эпохи25) Моргот атаковал Белерианд. Его войска хлынули в Ущелье Сириона на западе Белерианда и в Маглоровы Врата на востоке. Но Финголфин и Маэдрос не утратили бдительности и разбили противника. Они ударили с двух сторон на главное вражеское войско, когда оно атаковало Дортонион, и уничтожили всех воинов Моргота на равнине Ард-Гален. Эту битву назвали Дагор Аглареб. После этого была установлена Осада Ангбанда, и Финголфин хвалился, что если не случится предательства, то Моргот не сможет ни прорвать осаду, ни застать эльфов врасплох.
В 67 г. Первой Эпохи26) Тинголу стало известно об Убийстве Родичей в Альквалондэ, но он сохранил дружбу с Финголфином и его народом, поскольку они вытерпели много мучений на своем пути в Эндорэ.
Когда в 310 г. Первой Эпохи27) в Белерианд пришли люди, то Финголфин пригласил их к себе на службу и дозволил им поселиться в Хитлуме. Он любил Хадора и дал ему в удел Дор-Ломин. Там поселился народ Хадора, признавший Финголфина, а после его сына Фингона, своими владыками.
Финголфин не верил, что Моргота удастся сдерживать долго, и он призывал нолдор атаковать Ангбанд первыми (3) (422 г. Первой Эпохи28)). Но лишь Ангрод и Аэгнор поддержали его, остальные владыки нолдор были довольны существующим положением дел и не хотели идти на войну, в которой многие могли погибнуть. Более всех этому плану противились сыновья Фэанора. И замыслы Финголфина так и не были исполнены.
Когда разразилась Дагор Браголлах (455 год Первой Эпохи29)), Финголфин вместе с Фингоном и Галдором обороняли Хитлум. Их войско было отброшено к Эред-Вэтрин и с трудом оборонялось против орков, и им не удалось прийти на помощь сыновьям Финарфина. Благодаря стойкости людей и эльфов Хитлум удалось отстоять, но Финголфин был отрезан от своих родичей морем врагов.
В начале 456 г. Первой Эпохи30), видя огромные потери среди нолдор и эдайн, Финголфин решил, что это окончательное поражение эльфов и людей в войне. Тогда, исполнившись отчаяния и гнева, он оседлал своего коня Рохаллора и поскакал один к Ангбанду через Дор-ну-Фауглит, решив бросить вызов самому Морготу, и никто не смог удержать его. Все, увидев его, разбегались, ибо принимали Финголфина за Оромэ – глаза его в гневе сверкали подобно глазам Валар. Перед вратами Ангбанда он протрубил в серебряный рог и вызвал Моргота на поединок, назвав его трусом и повелителем рабов. Хоть Моргот, испугавшись, и не хотел выходить, но ему пришлось это сделать, ибо вызов слышали его командиры. Моргот был вооружен огромным молотом Грондом и черным щитом, на нем были черные доспехи, а Финголфин сражался мечом Рингилем, у него был синий щит с хрустальной звездой31) и белый шлем32), а кольчуга его была покрыта серебром. Моргот надвигался на короля эльфов, будто грозовая туча, а Финголфин был подобен сияющей звезде. Сражались они пешими. Моргот был намного выше и сильнее короля эльфов, но все же Финголфин нанес ему семь ран, прежде чем был повержен. Трижды он падал на колени под ударами черного щита и трижды поднимался, но, в конце концов, оступился и упал навзничь. Моргот наступил ему левой ногой на шею и раздавил ее, но перед смертью Финголфин успел вонзить ему в ногу свой меч. С тех пор Моргот остался хромым, и раны его всегда болели (4).
Исполнившись гнева, он поднял тело короля и хотел разорвать его и бросить на съедение волкам, но тут с небес спустился орел Торондор. Он расцарапал лицо Моргота когтями и вырвал тело Финголфина из его рук. Орел отнес тело на одну из северных вершин Окружных Гор и дал знать о гибели короля Тургону и Фингону. От Торондора стало известно, как проходил поединок. Тургон похоронил Финголфина на той вершине и воздвиг над ним пирамиду из камней. И до падения Гондолина орки страшились этого места и обходили его стороной.
Орки не хвастались этой победой своего повелителя. Ни одной песни об этом поединке не сочинили и эльфы, ибо слишком велика была их скорбь от гибели Финголфина. Позже его называли самым гордым и отважным королем нолдор в древние дни.
Другие имена
Изначально этого персонажа звали «Голфин» (Golfin)33). Затем Дж.Р.Р.Толкин пришел к имени «Финголфин» (хотя на английском языке кроме варианта «Fingolfin» был и вариант «Fingolphin»)34).
В «Этимологиях» это имя переводится так: PHIN- находчивость, сообразительность, умение. «phinde» (Нолдорин) - умение, «phinya» - умелый; «phinya» или «-phini» встречается в «Fingolfin» (= «ngolfine» - магическое искусство)35)
Таким образом, имя «Финголфин» должно было означать «искусный в магии». Хотя никаких следов особых умений Финголфина в чарах найти не удается.
И лишь в поздних работах имя «Финголфин» превратилось в синдаринскую переделку квэнийского имени «Финвэ Нолофинвэ» и приобрело совершенно другой смысл.
Первым вариантом материнского имени Финголфина было имя «Инголдо» (Ingoldo). Это имя Индис дала сыну, давая понять, что он происходит и от ингар (народа Ингвэ), ее родичей, и от нолдор. И под этим именем он стал известен; хотя после того, как Манвэ поручил ему правление нолдор (вместо отца и старшего брата), он взял имя «Финвэ» и его обычно называли «Инголдо-Финвэ» (Ingoldo-finwë)36).
В списке имен на староанглийском в «Квэнта» Финголфин выступает как «Fingold Fengel» (староанглийское «fengel» - король, принц)37).
Другие версии
Впервые этот персонаж под именем «Голфин» появился в прозаических фрагментах, следующих за «Утраченными Сказаниями». Тогда он был старшим сыном Гэльмира, сына Финвэ38). (Возможно, и самого Гэльмира можно ассоциировать с позднейшим Финголфином). Утверждается, что этот Голфин предводительствовал войском мечников, и его гербом был серебряный меч на золотом поле39).
Финголфин как сын Финвэ и брат Фэанора появился в неоконченной поэме «Падение Гондолина». В «Набросках мифологии», однако, изначально утверждается, что он был старшим сыном Финвэ, а Фэанор – младшим40). Вплоть до появления в «Поздней Квэнта Сильмариллион» «Истории Финвэ и Мириэли» Фэанор и Финголфин были родными братьями, с одной матерью (неназванной).
В «Квэнта» утверждается, что гербом Финголфина была хрустальная звезда на синем фоне41).
Интересно изменение отношения этого героя к Исходу в различных версиях легендариума.
В ранних версиях утверждается, что Финголфин никогда не слушал лживых и льстивых речей Моргота42). А Моргот в то время утверждал, что Финголфин и его род желают получить не только власть над нолдор, но и отобрать у Фэанора Сильмарили43). После говорится, что Финголфин и его дети присоединились к Исходу только под влиянием уз родства и из-за нежелания оставлять свой народ, но сами они не хотели покидать Валинор 44). Есть также версия, что Финголфин после cожжения кораблей вернулся в Валинор, а нолдор отправились в Эндорэ под предводительством Фингона45). Но позже эта версия была отброшена (в Валинор возвращается не Финголфин, а Финарфин), а нолдор пошли через Хэлькараксэ под началом Финголфина.
В версии «Сильмариллиона» Финголфин уходит под влиянием своего сына Фингона, а также из-за нежелания оставлять свой народ на произвол решений Фэанора.
В версии «Шибболет Фэанора» Финголфин по своей воле присоединяется к мятежу, хотя и находится в ссоре с Фэанором46). Утверждается, что он начал претендовать на владычество над всеми нолдор после смерти Финвэ и именно это побудило Фэанора предательски увести все корабли и бросить Финголфина в Арамане47).
Разговор между Фэанором и Финголфином перед Исходом по версии «Шибболет Фэанора»: «Как он (Фэанор) сказал (не без справедливости): «Притязание моего брата опирается лишь на приговор Валар; но какую силу имеет он для тех, кто отказался от них и пытается бежать из земли, ставшей тюрьмой?» Но Финголфин ответил: «Я не отвергал ни Валар, ни их власти во всех делах, где они вправе ее использовать. Но если эльдар дали право свободно выбирать: покинуть ли им Средиземье и идти в Аман, и они согласились прийти из-за красоты и блаженства этой земли, нельзя отобрать у них право также свободно покинуть ее и вернуться в Средиземье, когда она стала темной и оскверненной. Более того, у меня есть в Средиземье дело – отомстить за кровь моего отца Морготу, которому Валар дали волю ходить среди нас. Фэанор же в первую очередь ищет свои утраченные сокровища» 48). (с)
В «Серых Анналах» приводится несколько иная версия получения Финголфином титула Верховного Короля нолдор, нежели в «Сильмариллионе». Здесь нолдор сами выбирают короля, и подавляющее их большинство, страшась ярости сыновей Фэанора, предпочли выбрать Финголфина. Маэдрос лишь соглашается с таким положением вещей. Речи о прощении за Араман здесь не идет49).
В «Квэнта Сильмариллион» говорится, что Маэдрос вернул Финголфину его добро, увезенное на кораблях50).
В «Поздних Анналах Белерианда» Финголфин был королем не только Хитлума, но и всех Темных Эльфов, живущих к западу от Нарога, а также владыкой Фаласа51).
В «Квэнта Сильмариллион» утверждается, что это Финголфин предводительствовал войском в схватке с орками у залива Дрэнгист52), тогда как в другой части этого текста командиром нолдор в этом сражении назван Фингон (как и в «Сильмариллионе»). Вероятно, это просто ошибка автора.
В ранней версии Финголфин гибнет не в поединке с Морготом, а в одной из битв (прообразе Нирнаэт Арноэдиад), рядом с братом своим Фэанором. И после Битвы Бессчетных Слез его жена и дочь Исфин отправляются его искать в глуши. Именно тогда Исфин заблудилась и попала в дом Эола Темного Эльфа, где стала его женой53).
Есть версия, что пирамиду из камней над могилой Финголфина возвели орлы 54) или сам Торондор55).
В нескольких черновиках есть различные подробности о местоположении могилы Финголфина. Утверждается, что вершина, где она находится: 1) является ближайшей к Ангбанду56); 2) расположена недалеко от перевала Кирит Торонат57).
Неясно, сохранились ли эти подробности в «Сильмариллионе», где местоположение могилы столь четко не указано.
Сказано также, что Торондор жил именно на вершине, где находилась могила Финголфина, и наблюдал оттуда за Ангбандом и землями Моргота 58).
В «Лэ о Лэйтиан» говорится, что орки «смеясь, рассказывают о поединке перед вратами ада» (с)59), а в «Квэнта» - что орки «поют об этом поединке»60) (с).
(1) Хотя на самом деле это не перевод. Это имена «Финвэ Нолофинвэ», переведенные в форму синдарина по звучанию и скомбинированные в одно целое. Это наиболее необычная процедура, и ее не повторяли с другими именами. Квэнийский элемент «Ñolo» лишь перевели в его синдаринский эквивалент «gol». «Finwё» просто урезали до «fin» в обоих местах; таким образом, получилось имя, очень похожее по стилю на синдарин, но не имеющее никакого смысла на этом языке. (Если бы с «Finwё» обращались как со словом, которое присутствовало в старину в синдарине, оно превратилось бы в «Finu» - а на северном диалекте – в «Fim», как в «Curufim»)61).
(2) Определенно об участии Финголфина не сказано ничего, но если бы он принял участие в сражении, то командиром передового отряда был бы назван он, а не его сын Фингон (прим. сост).
(3) Этот план был мудр согласно знанию Финголфина, хотя нолдор все равно не смогли бы победить Моргота окончательно без помощи Валар.
(4) Эти раны были одной из причин особой ненависти Моргота к Дому Финголфина.
Составитель – Юлия Понедельник
1) «The History of Middle-earth», Volume XII, «The Shibboleth of Fёanor», pp.343-344
2) «The History of Middle-earth», Volume XII, «The Shibboleth of Fёanor», p.344
3) «The History of Middle-earth», Volume XII, «The Shibboleth of Fёanor», p.360
4) «The History of Middle-earth», Volume XII, «The Shibboleth of Fёanor», p.345
5) «The History of Middle-earth», Volume XII, «The Shibboleth of Fёanor», p.336
6) «The History of Middle-earth», Volume XII, «The Shibboleth of Fёanor», p. 343
7) «The History of Middle-earth», Volume X, “The Later Quenta Silmarillion”, p.238
8) «The History of Middle-earth», Volume XII, «The Shibboleth of Fёanor», p. 343
9) «The History of Middle-earth», Volume XII, «The Shibboleth of Fёanor», pp.344-345
10) «The History of Middle-earth», Volume X, “The Annals of Aman”, p.92
11) «The History of Middle-earth», Volume XII, «The Shibboleth of Fёanor», p. 344
12) «The History of Middle-earth», Volume XI, “The Grey Annals”, p.77
13) «The History of Middle-earth», Volume X, “The Later Quenta Silmarillion”, p.276
14) «The History of Middle-earth», Volume XI, “The Grey Annals”, p. 77
15) «The History of Middle-earth», Volume X, “The Annals of Aman”, p.96
16) “The History of Middle-earth”, Volume X, “The Annals of Aman», p.98
17) «The History of Middle-earth», Volume XII, «The Shibboleth of Fёanor», p.344
18) «The History of Middle-earth», Volume XII, «The Shibboleth of Fёanor», p.343
19) “The History of Middle-earth”, Volume X, “The Annals of Aman», p.117
20) “The History of Middle-earth”, Volume X, “The Annals of Aman», p.118
21) «The History of Middle-earth», Volume XI, “The Grey Annals”, p.29
22) «The History of Middle-earth», Volume XI, “The Grey Annals”, p.31
23) «The History of Middle-earth», Volume XI, “The Grey Annals”, p.34
24) «The History of Middle-earth», Volume XI, “The Grey Annals”, p.25
25) «The History of Middle-earth», Volume XI, “The Grey Annals”, p.36
26) «The History of Middle-earth», Volume XI, “The Grey Annals”, pp.42-43
27) «The History of Middle-earth», Volume X, « Atrabeth Finrod ah Andreth », p. 307
28) «The History of Middle-earth», Volume XI, “The Grey Annals”, p.50
29) «The History of Middle-earth», Volume XI, “The Grey Annals”, p.52
30) «The History of Middle-earth», Volume XI, “The Grey Annals”, p.55
31) «The History of Middle-earth», Volume III, “The Lay of Leithian”, p.284, lines 3540-3541
32) «The History of Middle-earth», Volume XI, “The Grey Annals”, p. 55
33) «The History of Middle-earth», Volume IV, “Prose Fragments Following the Lost Tales”, p. 5
34) “The History of the Middle-Earth», Volume X, «The later Quenta Silmarillion», p. 265
35) «The History of Middle-earth», Volume V, «The Etymologies», p.381
36) «The History of Middle-earth», Volume X, «The Later Quenta Silmarillion», p.230
37) «The History of Middle-earth», Volume IV, “The Quenta”, p. 261
38) «The History of Middle-earth», Volume IV, “Prose Fragments Following the Lost Tales”, p. 5
39) «The History of Middle-earth», Volume IV, “Prose Fragments Following the Lost Tales”, p.6
40) «The History of Middle-earth», Volume IV, “The Earliest Silmarillion”, p. 15
41) «The History of Middle-earth», Volume IV, “The Quenta”, p. 129
42) «The History of Middle-earth», Volume IV, “The Quenta”, p. 146
43) «The History of Middle-earth», Volume IV, “The Earliest Silmarillion”, pp. 16-17
44) «The History of Middle-earth», Volume IV, “The Quenta”, p. 146
45) «The History of Middle-earth», Volume IV, “The Earliest Silmarillion”, p. 20
46) «The History of Middle-earth», Volume XII, «The Shibboleth of Fёanor», p.336
47) «The History of Middle-earth», Volume XII, «The Shibboleth of Fёanor», p.344
48) «The History of Middle-earth», Volume XII, «The Shibboleth of Fёanor», p.361
49) «The History of Middle-earth», Volume XI, “The Grey Annals”, pp.33-34
50) «The History of Middle-earth», Volume V, “The Quenta Silmarillion”, p. 252
51) «The History of Middle-earth», Volume V, «The Later Annals of Beleriand», p.128
52) «The History of Middle-earth», Volume V, “The Quenta Silmarillion”, p. 274
53) «The History of Middle-earth», Volume III, “The Lay of the Fall of Gondolin”, p. 146
54) “The History of Middle-earth», Volume XI, “The Grey Annals”, p. 55
55) «The History of Middle-earth», Volume III, “The Lay of Leithian”, pp.286-287, lines -3625-3626
56) «The History of Middle-earth», Volume IV, “The Earliest Silmarillion”, p. 39
57) «The History of Middle-earth», Volume V, «The Later Annals of Beleriand», p. 142
58) «The History of Middle-earth», Volume IV, “The Quenta”, p. 164
59) «The History of Middle-earth», Volume III, “The Lay of Leithian”, pp.285-286, lines -3584-3585
60) «The History of Middle-earth», Volume IV, “The Quenta”, p. 128
61) «The History of Middle-earth», Volume XII, «The Shibboleth of Fёanor», p.344