Финдуилас (Find'uilas)

Эльф по происхождению. Дочь Ородрета, жила вместе с ним в Нарготронде. Полюбила Турина, но он не отвечал ей взаимностью. При падении Нарготронда была взята в плен, а затем убита орками. Похоронена в кургане Хауд-эн-Эллет.

Этимология

Точное значение этого имени неизвестно, но «findё» (синдарин) означает «волосы», а «las» (синдарин) - «лист».

Эпессэ – Фаэливрин (Faelivrin), что означает «солнечный блик на озере Иврин» («fael» (синдарин) - «сияние», «ivrin» (синдарин) - «Иврин»).

Родовой знак

Родовой знак Финдуилас - две переплетенные змеи с зелеными глазами и золотая корона из цветов: одна из змей защищает корону, другая пожирает (это был знак всего Дома Финарфина).

Внешний облик

Финдуилас была прекрасна, волосы ее были золотыми, как у всех потомков Финарфина. Она была хрупкой и стройной. Очевидно, в честь этих волос ей и было дано ее имя.

Характер

О характере ее можно сказать мало определенного, ясно лишь, что ей были присущи благородство и милосердие. Она умела играть на арфе1).

Семья

Финдуилас – единственный ребенок Ородрета и его жены из северных синдар2) (имя ее матери и ее дальнейшая судьба неизвестны). Она родилась в Белерианде в Первую Эпоху, но о дате и месте рождения ничего не говорится.

Биография

Финдуилас жила вместе с отцом в Нарготронде. Еще до битвы Нирнаэт Арноэдиад она любила Гвиндора, эльфа из Нарготронда, и была помолвлена с ним3). Гвиндор в честь ее красы и дал ей имя «Фаэливрин». Лишь она одна и узнала его, когда он вернулся из Ангбанда в Нарготронд, ибо мучения и тяжелая работа в плену изменили его до неузнаваемости (490 г. Первой Эпохи4)). Гвиндор привел с собой человека, Турина, которого приняли в Нарготронде. Турин часто и охотно беседовал с Финдуилас, ибо она напоминала ему обликом женщин из народа Хадора, его родичей. Сначала это происходило в присутствии Гвиндора, затем они стали все больше беседовать наедине. Она расспрашивала его об эдайн, о его родине. Финдуилас догадалась, что имя Турина, которым он сначала назвался в Нарготронде, ненастоящее и назвала его «Тхурин» - «Скрытый». И вскоре сердце Финдуилас отвернулось от Гвиндора, и она полюбила Турина. Она не открылась ему, ибо ей было ведомо, что он ее не любит и не полюбит никогда. Сердце ее разрывалось между жалостью к Гвиндору и новой любовью. Она осунулась и стала молчаливой, и часто вспоминала о Берене и Лутиэн. Финдуилас винила себя в том, что причиняет горе Гвиндору, но не могла ничего с собой сделать. Турин же ни о чем не догадывался, хотя, увидев ее печаль, относился к ней все добрее. Он видел в Финдуилас мать, сестру, королеву, но не возлюбленную. Гвиндор заметил ее состояние, и, поняв, что она больше его не любит, освободил ее от помолвки и предложил следовать своему сердцу. Но он открыл ей настоящее имя Турина и предостерег ее, что на нем лежит печать злого рока (и сама Финдуилас будет вовлечена в его злую судьбу (1)), и что негоже Старшим Детям Эру сочетаться браком с Младшими – это может быть дозволено судьбой лишь раз или два ради великой цели. Однако Финдуилас уже ничего не могла с собой сделать, и, зная, что Турин ее не любит, не хотела открываться ему и вступать в брак. От Финдуилас Ородрет и другие жители Нарготронда узнали настоящее имя Турина5). После падения Нарготронда (495 г. Первой Эпохи 6)) Финдуилас в числе других женщин была захвачена в плен. Орки привели ее на террасу перед вратами Фелагунда. В это время здесь появился Турин (2). Но дракон Глаурунг зачаровал его своим взглядом, и Турин стоял как каменное изваяние, когда Финдуилас вместе с другими пленницами уводили в Ангбанд. Она протягивала к нему руки и звала его по имени, но Турин, хотя и слышал ее, не мог даже пошевелиться, и долго потом эти крики звенели у него в ушах. Лишь когда пленниц увели далеко на север по дороге в Ангбанд, дракон отпустил Турина. Глаурунг наложил на него заклятие и хитрыми речами убедил, что Турин должен спешить на помощь своей матери и сестре в Дор-Ломин, а не спасать Финдуилас. Поэтому Турин отправился на родину и не успел помочь дочери Ородрета.

Люди из народа Халет, жившие в Бретиле, увидели, что орки гонят пленниц в Ангбанд и решили освободить их. Они устроили засаду на Перекрестье Тэйглина и внезапно напали на орков. Однако орки, увидев, что сила не на их стороне, тут же жестоко перебили всех пленных. Финдуилас пригвоздили копьем к дереву. Халадины уничтожили отряд, но спасти Финдуилас было уже невозможно. Она успела лишь промолвить: «Скажите Мормегилю, что Финдуилас здесь», и умерла. Поэтому халадины похоронили ее недалеко от того места и назвали ее могилу Хауд-эн-Эллет, что означает Курган Эльфийской Девы (3). После того, как заклятие Глаурунга развеялось, Турин принялся разыскивать Финдуилас, но напрасно – все следы ее уже исчезли. Лишь через месяц после ее смерти он встретился с халадинами и узнал от Дорласа о ее судьбе7). После Турин винил себя в том, что послушал дракона и не спас Финдуилас.

Другие имена

Изначально эту героиню звали «Файливрин» (Failivrin), но позже это немного измененное имя стало ее эпессе8). Уже в «Лэ о Детях Хурина» ее зовут «Финдуилас», хотя там появляется и еще один вариант имени –– «Финдориэль» (Findóriel)9).

В «Утраченных Сказаниях» этимология имени «Файливрин» несколько иная. «fail» на квэнья означает «бледный, молочно-белый», «brin», «vírin» — «магический стеклянный материал, чрезвычайно прозрачный». Номы часто давали прозвище «Файливрин» прекрасным девам10).

В списке имен на староанглийском языке Финдуилас звали «Friþuswíþ Fealuléome» (т.е. Finduilas Failivrin; fealuléome, возможно, означает ‘золотой свет’)11).

Другие версии

Эта героиня появилась в легендариуме рано – еще во время написания «Утраченных Сказаний» - она есть в легенде «О Турамбаре и Фоалокэ».

В сказании «О Турамбаре и Фоалокэ» Файливрин является дочерью не Ородрета, а эльфа-нома Галвега (Galweg)12). Здесь она и Флиндинг (Гвиндор) еще не любят друг друга. Общая канва повествования этой легенды сохранилась до самых поздних версий, но тут есть несколько интересных подробностей и альтернативных версий, которые в дальнейшем (намеренно или случайно) были утрачены.

1) Утверждается, что Файливрин всегда защищала Турина, когда кто-то из родотлим говорил против него13).

2) После того, как родотлим были разбиты, Турин поспешил к дому Галвега, где и нашел плачущую Файливрин. Он и Флиндинг защищал дом Галвега и Файливрин, пока Флиндинг не был убит, а к дому не прибыл дракон Гломунд (Глаурунг). Он своими чарами смог связать Турина по рукам и ногам, и тогда Файливрин взяли в плен14).

3) Когда Файливрин уводили в Ангбанд, она закричала: «О Турин Мормакиль, где же твое сердце; о мой возлюбленный, почему ты покинул меня?» От этого крика Турин даже смог преодолеть заклятие неподвижности и схватить меч, так что дракону пришлось дохнуть на него еще раз жаром15).

О том, что сталось с Файливрин после увода в плен, в этой легенде не упоминается.

В «Лэ о Детях Хурина» утверждается, что Ородрет, не склонный к жалости и суровый правитель, горячо любил свою дочь, Финдуилас, и лишь благодаря ее просьбе принял Гвиндора и Турина в Нарготронде16).

В ранних версиях Турин любил Финдуилас, но не хотел открываться ей и вступать в брак из-за дружбы с Гвиндором17). В «Серых Анналах», кроме того, утверждается, что Турин не хотел свадьбы, боясь навлечь на Финдуилас проклятие18).

Сохранилась заметка Дж.Р.Р.Толкина, где он написал: «Турин должен убить себя на могиле Финдуилас», но впоследствии он отказался от такого поворота сюжета19).

В «Квэнта» после гибели Финдуилас есть любопытная цитата: «Так погибла последняя из рода Финрода, прекраснейшего из эльфийских владык, и этот род исчез с лица земли людей» (с)20). Поскольку в то время Галадриэль еще не появилась, то, действительно, Финдуилас была последней из рода Финрода (позднее – Финарфина) в Средиземье.

В различных вариантах легенд у Финдуилас есть братья: это сыновья Ородрета Ордхельм и Ордлаф, о которых говорится в списке имен потомков Финвэ21), или его сын Халдир22), или Гиль-Галад (в том случае, когда он считается сыном Ородрета) 23). Но в канонической версии легенд Финдуилас является единственным ребенком Ородрета.

(1) Очевидно, так и случилось – ясно, что злосчастная судьба и мучительная смерть Финдуилас – это следствие проклятия Моргота, наложенного на Хурина и его род. (Прим. сост.)

(2) Гвиндор перед смертью сказал Турину, что лишь Финдуилас стоит между ним и его проклятьем и просил его спасти деву. Дж. Р.Р.Толкин отмечает, что «если бы он (Турин) сделал это, то самая злая судьба не настигла бы его»24).

(3) Когда Турин жил в Бретиле, он не позволял оркам приближаться к этому кургану, и именно там он нашел Ниэнор (сначала он принял ее за призрак убитой). После того, как Турин услышал от Брандира, что Ниэнор – его сестра, он пришел к Хауд-эн-Эллет и там взывал к Финдуилас, прося у нее совета.

Составитель - Юлия Понедельник

1) «The History of Middle-earth», Volume III, “The Lay of the Children of Hurin”, p. 78, line 2257
2) «The History of Middle-earth», Volume XII, «The Shibboleth of Fёanor», p. 350
3) «The History of Middle-earth», Volume XI, “The Grey Annals”, p. 83
4) «The History of Middle-earth», Volume XI, “The Grey Annals”, p. 83
5) «The Unfinished Tales», «The Tale of the Children of Hurin», pp. 202-205
6) «The History of Middle-earth», Volume XI, “The Grey Annals”, p. 85
7) «The Unfinished Tales», «The Tale of the Children of Hurin», p. 143
8) «The history of Middle-earth», Volume II, «The Book of Lost Tales», «Turambar and the Foalokё», p. 82
9) «The History of Middle-earth», Volume III, “The Lay of the Children of Hurin”, p. 81
10) «The history of Middle-earth», Volume II, «The Book of Lost Tales», «Appendix. Names in the Lost Tales - Part II», p. 339
11) «The History of Middle-earth», Volume IV, “The Quenta”, p. 261
12) «The history of Middle-earth», Volume II, «The Book of Lost Tales», «Turambar and the Foalokё», p. 82
13) «The history of Middle-earth», Volume II, «The Book of Lost Tales», «Turambar and the Foalokё», p. 84
14) «The history of Middle-earth», Volume II, «The Book of Lost Tales», «Turambar and the Foalokё», pp. 85-86
15) «The history of Middle-earth», Volume II, «The Book of Lost Tales», «Turambar and the Foalokё», p. 86
16) «The History of Middle-earth», Volume III, “The Lay of the Children of Hurin”, p. 71, lines 1950-1973
17) «The History of Middle-earth», Volume IV, “The Quenta”, p. 150
18) «The History of Middle-earth», Volume XI, “The Grey Annals”, p. 84
19) «The Unfinished Tales», «The Tale of the Children of Hurin», p. 193
20) «The History of Middle-earth», Volume IV, “The Quenta”, p. 153
21) «The History of Middle-earth», Volume IV, “The Quenta”, p. 261
22) «The History of Middle-earth», Volume XI, “The Grey Annals”, p.82
23) «The History of Middle-earth», Volume XII, «The Shibboleth of Fёanor», p. 350
24) «The History of Middle-earth», Volume IV, “The Quenta”, p. 152