Финрод (F'inrod)
Эльф по происхождению. Старший сын Финарфина. Основатель и первый король Нарготронда. Выполняя клятву, отправился с Береном в поход за Сильмарилем. Погиб в подземельях Тол-ин-Гаурхот в схватке с волком, спасая Берена от смерти. Возродился в Валиноре.
Родовой знак
Родовая эмблема Финрода - две переплетенные змеи с зелеными глазами и золотая корона из цветов: одна из змей защищает корону, другая пожирает (это был знак Финарфина и его рода).
Герб
На личном гербе Финрода изображены арфа и факел. Этот герб сильно отличается от других гербов эльфов1). О значении символов, изображенных на гербе, см. ниже.
Этимология
Имя «Финрод» — это перевод на синдарин имени «Финдарато» (Findar'ato). Это отцовское имя Финрода на тэлерине. На квэнья оно звучит как «Артафиндэ» (Artaf'indë). «Arta-» (квэнья) означает «высокий, благородный», а «findё» (квэнья) - «волосы» (указание на золотые волосы Финрода, унаследованные им от отца). Возможно, изначально ему дано было только имя «Арато», а приставка была добавлена позже 2).
Материнским именем Финрода было «Инголдо» (Ingoldo), что означает «Нолдо, один из выдающихся представителей этого народа» (квэнья). Именно этим именем его обычно называли братья и сестра. Затем оно распространилось среди тех, кто почитал Финрода, особенно среди людей, и в Нуменоре и Гондоре им часто называли детей. (см. во «Властелине Колец» имя командира стражи северных врат Пеленнора в Гондоре – «Инголд»). Это имя не было синдаризовано, но на синдарине оно должно звучать как «Анголод» (Angoloð)3).
В Средиземье Финрод получил еще несколько имен-прозвищ (эпессэ).
«Фелагунд» (Felagund) – имя, данное ему гномами на их языке (куздул). «felek» — «резать камень», «felak» — «инструмент, похожий на резец с широким лезвием или на небольшой топорик без рукоятки для резьбы по камню»; «использовать этот инструмент», «gunud» - эквивалент эльдаринского «s-rot»; «gundu» — «подземный чертог», «felakgundu», «felaggundu» - «высекающий пещеры». Это имя было дано Финроду гномами за искусность в тонкой резьбе по камню. Он гордился этим именем, и в песнях и легендах поздейших времен оно использовалось так же часто, как и его первое имя. Однако многие эльфы произносили его «Фелагон» (на манер эльдарина), как будто у него было такое же окончание («-káno») как в именах «Фингон», «Тургон»; а первый элемент ассоциируется с синдаринским «fael» - «благородный, справедливый, великодушный», квэнийское «faila» (от «phaya» - «дух», образованное от него прилагательное означает «добрый дух (fёа) или возвышенный дух (fёа))»4).
«Ном» (Nom) — «мудрость». Это имя дали Финроду люди из народа Беора (на своем языке, близком к синдарину), которых он учил. Весь народ Финрода они также называли «Номин» (Nomin) – «мудрые».
«Эденниль» (Edennil) — «Друг Людей» (синдарин) или «Атандиль» (Atandil) (квэнья). Это имя было дано Финроду эльфами за его дружбу с людьми5).
«Дунгалеф» (Dungalef) –– это имя «Фелагунд», прочитанное задом наперед. Так назвал себя Финрод, когда его с отрядом доставили к Саурону6).
Также в легендах Финроду часто присваивается эпитет «Верный» (за верность клятве, данной Барахиру).
Cемья
Финрод был старшим сыном Финарфина и Эарвен из тэлери. У него было три младших брата — Ородрет, Ангрод и Аэгнор и младшая сестра Галадриэль. После своего возрождения в Валиноре он женился на своей возлюбленной Амариэ.
Внешний облик
Финрод был прекрасен лицом, а волосы у него были золотыми. Он очень походил на своего отца7).
Характер, знания, умения
У Финрода было благородное и великодушное сердце, которое он унаследовал от отца, хотя была в нем и высокая доблесть нолдор, а в юности еще и их пыл и непокой. От матери из тэлери ему передалась любовь к морю и мечты о далеких, невиданных землях8). Он был мудрейшим из всех нолдор-изгнанников, и по натуре был скорее мыслителем, чем мастером9). Запись его беседы с Андрет, женщиной из рода Беора («Атрабет Финрод ах Андрет» - «Речи Финрода и Андрет»10)), является одним из самых интересных философских трудов, которые были написаны в Арде (хотя неизвестно, кто и когда сделал ее). Финрод был также искусным строителем и камнерезом, он построил крепость Минас-Тирит, город Нарготронд и башню Барад-Нимрас, и многие каменные узоры на стенах и колоннах Нарготронда были вырезаны им11). Финрод всегда желал понимать других как можно лучше12) и после своей встречи с людьми особенно интересовался всем, что их касалось13). Его также называли благороднейшим и любимейшим из всех потомков Финвэ. Финрод был сильным и искусным чародеем и владел даром песенных чар. Также он отличался провидческими способностями –– два предсказания, сделанные им, исполнились.
Биография
Финрод родился в Валиноре в 1300 Году Валар14). Детство и юность Финрод провел с отцом и матерью в Валиноре. Подружился с сыновьями Финголфина, особенно с Тургоном. Когда в 1495 Году Валар15) Фэанор призвал нолдор уходить в Средиземье, сердце Финрода зажглось мечтой о далеких землях, кроме того, он поддерживал своего друга Тургона, который тоже желал идти (на это решение повлияло и его родство с Элу Тинголом16) - Эарвен была его племянницей). Именно поэтому он не выступил на стороне своего отца Финарфина, призывавшего подождать, и не вернулся вместе с ним в Валинор. Финрод не участвовал в Убийстве Родичей в Альквалондэ, поскольку вместе с отцом шел в арьергарде воинства Финголфина и они прибыли в Гавани, когда битва уже закончилась. Тем не менее, его, как и всех последовавших за Фэанором, коснулось Проклятие Мандоса. В Валиноре Финрод полюбил Амариэ из народа ваниар, но ей не было дозволено отправиться с ним в Изгнание17).
Воинство Финголфина добралось до Средиземья в 1500 Году Валар18). Финрод был одним из предводителей нолдор в походе из Амана в Средиземье через Хэлькараксэ. Как и другим детям Финарфина ему был разрешен вход в Дориат, королевство Элу Тингола, их родича (Эарвен была племянницей Тингола). Попав в Средиземье, поначалу он жил вместе с другими нолдор у озера Митрим. После Дагор Аглареб (Достославной битвы) он построил на острове Тол-Сирион крепость Минас-Тирит и поселился там (60 г. Первой Эпохи19)).
Однажды Финрод путешествовал по землям Белерианда вместе со своим другом Тургоном (50 г. Первой Эпохи20)). Когда они ночевали на берегу реки Сирион, Вала Ульмо внушил им обоим во сне мысль о том, что им необходимо найти сокрытые места и построить там тайные города-крепости, чтобы было куда отступить, если победит Моргот. Финрод был поражен величием и красотой Менегрота, поэтому он задумал свой город-крепость построить по образцу дворца короля Тингола. Он поведал Тинголу о своем замысле, и тот рассказал ему о пещерах в Нагорье Фарот на западном берегу реки Нарог. Именно там Финрод и возвел подземный город-крепость Нарготронд (его строительство продолжалось с 50 г. по 102 г. Первой Эпохи21)). В этой работе ему помогали гномы Синих Гор, и он щедро оплатил их труд, поскольку принес из Валинора сокровищ больше, чем любой другой принц нолдор. Ранее в этих пещерах были поселения Малых Гномов (ноэгют нибин), но Великие Гномы без всякого сожаления выгнали их22). (Неизвестно, знал ли об этом Финрод до того, как можно было предотвратить эту несправедливость). В лиге от врат Нарготронда Фелагунд приказал насыпать холм, который назвали Амон-Этир, Сторожевой холм. Именно в это время гномы сделали для Финрода из золота и драгоценных камней прекрасное ожерелье Наугламир. Финрод стал королем Нарготронда (королевство называлось так же, как и город). Оно простиралось по обоим берегам реки Нарог до реки Нэннинг на западе, до Дориата на востоке, до Хитлума на севере и до Устья Сириона на юге. В Минас-Тирите правителем и вассалом Финрода стал его брат Ородрет. Дортонионом правили братья Финрода Ангрод и Аэгнор, которые также были его вассалами.
Королевство Финрода было самым обширным среди королевств нолдор, хотя он сам был младшим из их владык. В его землях жили и нолдор и синдар, смешавшись в один народ. Кирдан Корабел, правитель Фаласа, был его союзником и другом. По его просьбе Финрод выстроил башню Барад-Нимрас на западном мысе недалеко от Эглареста для защиты от нападений Моргота с моря (65г. Первой Эпохи23)). Также Фелагунд помог Кирдану укрепить города Бритомбар и Эгларест.
Сначала ни Тингол, ни другие синдар ничего не знали об Убийстве Родичей в Альквалондэ. Однако Моргот узнал о ней от пленных эльфов и начал распускать злые слухи, чтобы рассорить нолдор и синдар. Когда до Тингола дошли эти вести, Финрод с братьями как раз гостили в Дориате (67 г. Первой Эпохи24)). Тингол обвинил Финрода в убийстве родичей его матери. Финрод не ответил ему, поскольку не хотел ни лгать, ни обвинять других принцев нолдор перед Тинголом. Тогда его брат Ангрод, не желая, чтобы на дом Финарфина пало ложное обвинение, рассказал королю обо всем. Узнав правду, Тингол не стал закрывать Дориат от своих родичей, хотя и запретил всем своим подданным разговаривать на квэнья, языке нолдор.
После возведения Нарготронда Галадриэль спросила брата, почему он не женится. Финрод, прозрев свое будущее, сказал, что он принесет клятву и должен быть свободен, чтобы выполнить ее и уйти во тьму, а от его королевства не останется ничего, что может унаследовать сын. Другой же причиной было то, что его возлюбленная Амариэ осталась в Валиноре.
Финрод чаще всех других владык нолдор уходил из своего королевства и странствовал по Белерианду, поскольку очень любил путешествовать по неизведанным землям. Он бывал в Оссирианде и стал другом Зеленых Эльфов. Однажды он охотился вместе с Маэдросом и Маглором к востоку от Сириона (310 г. Первой Эпохи25)) . Утомившись от преследования зверя, он ушел от остальных и отправился на юг, в северный Оссирианд. Однажды ночью, у истоков реки Талос он увидел свет и услышал пение, непохожее на пение эльфов. Подойдя поближе, он увидел новый, неведомый народ. То были первые люди, пришедшие в Белерианд с востока – народ Беора. Так Финрод первым из нолдор встретился с людьми и сразу же полюбил их. Когда все люди уснули, Финрод взял арфу Беора и запел о сотворении Арды и красе Амана. Люди проснулись и с изумлением и восторгом слушали прекрасную песню. (Именно поэтому на личном гербе Финрода изображена арфа (1)). Финрод остался среди них и очень быстро выучил их язык (оказалось, что речь их близка к синдарину, кроме того, Финрод мог легко узнать те мысли, которые люди хотели высказать словами). Зеленым Эльфам Оссирианда не нравилось соседство с людьми, и они попросили Финрода увести пришельцев. От Беора, вождя этого племени, Финрод узнал, что за ними в Белерианд движутся еще два народа людей. Помня о том, что нолдор нужна помощь в войне с Морготом, а также движимый любовью к людям и желанием узнать о них больше, Финрод предложил им поселиться в землях нолдор и стать их союзниками. Люди Беора согласились. Финрод увел их в Эстолад, и прожив целый год среди народа Беора, многому научил их. Этот народ избрал Финрода своим владыкой и всегда был верен Дому Финарфина, а сам Финрод любил беорингов больше всех других людей. Другие владыки нолдор тоже с радостью согласились принять людей. Однако лишь Финрод посоветовался с Тинголом, королем Дориата, о том, в каких землях можно поселиться людям. Тингол же разрешил им жить только на севере от Дориата. Беоринги поселились в Дортонионе, которым владели братья Финрода – Ангрод и Аэгнор, а сам Беор до конца жизни жил у Финрода в Нарготронде. Халадины, пришедшие в Западный Белерианд позже остальных людей, поселились в лесу Бретиль, не спрашивая разрешения у Тингола. И тогда именно Финрод уговорил Тингола позволить им остаться там.
В Дагор Браголлах, Битве Внезапного Пламени (455 г. Первой Эпохи26)), Финрод со своим войском пришел на помощь Финголфину. Однако он сам был ранен и с небольшим отрядом окружен орками у Топи Серех. Они все погибли бы или попали в плен, если бы им на выручку не пришел Барахир, сын Брегора, потомок Беора. Он спас короля, потеряв многих своих воинов. В благодарность Финрод поклялся оказать ему и его роду любую помощь в нужде. В знак клятвы он подарил Барахиру кольцо в виде своей родовой эмблемы (см. выше). Финрод с остатками своего войска вернулся в Нарготронд. Через два года после Дагор Браголлах Саурон захватил крепость Минас-Тирит, а Ородрет бежал в Нарготронд.
Берен, сын Барахира, полюбил Лутиэн, дочь Тингола, и поклялся принести Тинголу Сильмариль из короны Моргота как свадебный выкуп. Не зная, что предпринять для выполнения своей цели, он отправился в Нарготронд, к королю Финроду, вспомнив о его клятве Барахиру (465 г. Первой Эпохи27)). Понял тогда Финрод, что клятва его, как он и предвидел, приведет его к смерти, но не думал он отказываться от своих слов. Король созвал совет, напомнил о своей клятве и о подвигах Барахира и призвал свой народ оказать помощь Берену. Однако именно в это время в его королевстве жили Келегорм и Куруфин, сыновья Фэанора, которые потеряли свои владения после Дагор Браголлах. Келегорм выступил против Финрода, напомнив о Клятве Фэанора, а Куруфин нарисовал перед жителями Нарготронда картины гибели и разрушения, которые ждут их, если они выступят против Моргота. Тогда нарготрондцы отказались идти за своим королем. Финрод снял серебряную корону Нарготронда и швырнул ее на пол, сказав, что он не собирается нарушать клятву, как сделали они, и уйдет с Береном один, если никто за ним не последует. Один из его воинов, Эдрахиль, поднял корону и предложил Финроду назначить себе наместника. Тогда Финрод передал венец своему брату Ородрету. Но жители Нарготронда были так напуганы речами Куруфина, что в поход за Сильмарилем вместе с Финродом и Береном не пошел никто, кроме Эдрахиля и еще девятерых эльфов. Келегорму же и Куруфину Финрод предсказал, что Сильмариль в этом походе будет добыт, но никогда не попадет в их руки28).
Осенью Финрод, Берен и их отряд выступили в поход за Сильмарилем. Они решили идти к крепости Ангбанд через Ущелье Сириона, обойдя остров Тол-Сирион, который занимал Саурон. Недалеко от Эред-Вэтрин, они подстерегли и уничтожили отряд орков. Финрод был искусным чародеем, и после того, как они переоделись в одежду орков и взяли их оружие, он чарами придал эльфам и Берену облик орков. В таком обличии они думали пробраться мимо Тол-ин-Гаурхота (так стал называться остров Тол-Сирион после его захвата Сауроном) и идти дальше к Ангбанду. Однако Саурон удивился, увидев, как мимо его острова спешно идет отряд орков, даже не доложив о себе, как должны были делать все воины Моргота. Он послал другой отряд (в «Лэ о Лэйтиан» – волков29)) , чтобы доставить нарушителей в свою крепость. Так Финрод с отрядом оказались на Тол-ин-Гаурхот. Финрод и Берен сначала думали обмануть Саурона, назвавшись орками Неребом и Дунгалефом (Берен и Фелагунд), которые возвращаются в Ангбанд после вылазки по приказу Моргота30). Однако Саурон заподозрил обман и запел магическую песнь, в которой говорилось о срывании покровов, разоблачении и предательстве. Финрод тоже был искусен в песенных чарах, поэтому он запел, отвечая Саурону, о свободе, верности и стойкости в борьбе. Так начался прославленный поединок Финрода и Саурона. Финрод долго противостоял чарам, он пел о разбитых цепях и сломанных ловушках, о красе Валиноре. Но, в конце концов, Саурон напомнил ему о крови тэлери, пролившейся в Альквалондэ, и тогда Финрод был побежден и рухнул на пол, сраженный чарами врага. Магические покровы с отряда Финрода были сорваны, и они предстали перед Сауроном в своем истинном обличии. Однако Финрод не напрасно пел свое заклятие – Саурону так и остались неведомы их имена и цель похода31). Тогда Саурон, желая узнать это, заточил их в подземелье и пригрозил им ужасной смертью. Каждый день в подземелье приходил волк и пожирал одного из прикованных пленников, а остальные слышали крики и хруст костей. Но ни один из эльфов не предал своих товарищей. Саурон хоть и не знал имени Финрода, но, увидев в нем могучего и мудрого нолдо, оставил его напоследок. В конце концов, в подземелье из живых остались лишь Берен и Финрод. Финрод случайно обмолвился, назвав свое имя и имя Берена. Саурон, узнав, таким образом, кто они, решил послать волка к Берену, а Финрода удержать в плену – и пытками вырвать у него сведения о цели их похода, и, возможно, использовать его как заложника32). Однако, когда волк пришел в подземелье за Береном, Финрод смог разорвать свои цепи и бросился на волка. Он убил его голыми руками и зубами, но и сам был смертельно ранен, кроме того, на зубах волка был яд33). Так он умер рядом с Береном, в подземелье той самой крепости, которую когда-то построил.
В это время к Тол-ин-Гаурхоту пришла Лутиэн, дочь короля Тингола, которая отправилась вслед за Береном. Вместе с ней был пес Хуан. Они победили Саурона и освободили Берена. Берен и Лутиэн похоронили Финрода на острове, на вершине холма. На его могиле был поставлен камень, и там выросла зеленая трава, которая не увядала даже в самые лютые морозы. А остров с тех пор очистился от зла и более уже не попадал под власть Врага.
А сам Финрод вскоре был освобожден из Мандоса и возвратился к жизни в Валиноре. Он женился на своей возлюбленной Амариэ34) и живет с тех пор в Эльдамаре, гуляя в лесах с отцом своим Финарфином, и никогда более уж не вернется в Средиземье.
Отношение других персонажей к Финроду
Финрод называется автором «любимейшим из всех потомков Финвэ» (вариант «любимейшим из эльдар»). Братья и сестра любили и уважали его. Из всех родичей он был ближе всего сердцу его сестры Галадриэли35). Тингол называет его «Финрод Любимый». Упоминается о том, что Хурин глубоко уважал Финрода36). Одной из причин того, что Келебримбор, сын Куруфина, остался в Нарготронде, была любовь к Финроду и его жене (в ранней версии у Финрода была жена в Средиземье) 37). Беор Старый из любви к Финроду отправился в Нарготронд и жил там до конца своих дней. Люди из эдайн тоже любили и уважали Фелагунда.
Другие имена
Самым ранним вариантом имени Финрода было имя «Фелагот» (Felagoth), но Дж.Р.Р.Толкин довольно быстро отказался от него, заменив именем «Фелагунд» (имя же «Финрод» принадлежало его отцу, Финарфину). В «Этимологиях» имя «Фелагунд» происходило из эльфийских языков, и перевести его можно как «владыка пещер» (ср. с более поздним значением «высекающий пещеры»).
PHÉLEG — «пещера». «felga» (тэлерин) «felya» (квэнья); ON «phelga», «fela» (нолдорин), мн.число «fili»38).
KUNDŪ — «принц, владыка». «kundu» (квэнья) ; «cunn» (нолдорин)39).
Утверждается, что Фелагундом его называли в Белерианде номы (изначально это было шутливое прозвище), поскольку его город – Нарготронд - был построен в пещерах40). Однако в самых ранних произведениях, где появляется этот персонаж ( «Лэ о Лэйтиан», «Наброски мифологии» и «Квэнта») другого имени Финроду не дается, и таким образом, становится совершенно непонятно, почему его так назвали еще в Валиноре.
Это имя (единственное) используется в «Лэ о Лэйтиан» (ранней версии, тогда как в более поздних переделках поэмы используются и имя «Инглор» и имя «Финрод»), «Набросках мифологии», «Квэнта», «Ранних Анналах Валинора», «Ранних Анналах Белерианда».
Начиная с «Квэнта Сильмариллион» у Финрода появляется еще одно имя «Инглор» (Inglor) (имя, данное ему при рождении). Имя «Фелагунд» теперь становится только прозвищем, которым его называли в Белерианде (хотя используется так же часто). Согласно «Этимологиям» имя «Инглор» (2) означает «Золотое сердце».
ID- «*īdī»: «сердце, желание, мечта». «íre» (квэнья) «желание»; «írima»- «прекрасный, желанный». “indo» (квэнья) –“сердце, нрав». «Indo-klār» или «Indo-glaurē”. «inn, ind» (нолдорин) – “душа, мысль, внутренний смысл, сердце”; «idhren» - “размышляющий, мудрый, задумчивый”; «idher» («*idrē») – «задумчивость»(3)41).
LÁWAR-, N GLÁWAR- «*laurē» («свет золотого Древа Лаурэлин»), «золото» (не металл, а свет или цвет). «laure» (квэнья), «glaur» (нолдорин), «laur» (Дориатрин, язык Оссирианда). Отсюда «glor-», «lor-» (нолдорин) в именах как «Инглор»42).
Это имя используется (вместе с прозвищем «Фелагунд») в «Квэнта Сильмариллион», «Поздних Анналах Валинора», «Поздних Анналах Белерианда», «Серых Анналах», «Анналах Амана» (хотя позже в этом тексте оно уже заменено на «Финрод»), «Поздней Квэнта Сильмариллион».
И, наконец, уже после завершения «Властелина Колец» Дж.Р.Р.Толкин замещает имя «Инглор» именем «Финрод» (в первом издании в Приложении F (I, Об эльфах) было: «Владычица Галадриэль из королевского дома Финрода, отца Фелагунда, правителя Нарготронда», и лишь во втором издании появляется: «Владычица Галадриэль из королевского дома Финарфина, сестра Финрода Фелагунда, короля Нарготронда»), а позже разрабатывает его окончательную этимологию и квэнийский и тэлеринский варианты этого имени. Имя же «Фелагунд» становится гномским по происхождению.
Это имя используется во «Властелине Колец», «Шибболет Фэанора», «О квэнди и эльдар», «О гномах и людях», «Скитаниях Хурина» и в «Сильмариллионе».
Изначально имя, данное Финроду людьми, писалось как «Ном» (Gnome), и по этой причине после люди назвали всех нолдоли (нолдор) номами (Gnomes)43). Также говорится, что на древнем языке людей, который они забыли в Белерианде, став говорить на языке номов, это имя звучало как «Видрис» (Widris). 44)
Еще один вариант имени, данного Финроду людьми – «Сомар» (Sômar) ( с тем же значением – «Мудрость»), а его народ –– «Самури» (Samuri) – «мудрые»45).
В списке имен на староанглийском языке имя “Инглор Фелагунд» приводится как «Ingláf Felahrór» (т.е. «Фелагунд»), «felahrór» означает «очень смелый»46).
Другие версии
В «Утраченных сказаниях» нет и следа этого персонажа. В ранней «Легенде о Тинувиэли» Финрода тоже нет. Он появляется только в «Лэ о Лэйтиан» и «Набросках мифологии».
Сначала именно Финрод, а не Ородрет, поддерживал своего отца Финарфина, который призывал нолдор не спешить и хорошо обдумать свой поход в Средиземье. 47) Также в ранних версиях из детей Финарфина один лишь Финрод отправился через Хэлькараксэ с Финголфином (или Фингоном), в то время как его братья –– Ородрет, Ангрод и Аэгнор –– отплыли с Фэанором и его сыновьями на кораблях48) (еще вариант – только Ангрод и Аэгнор)49).
Затем уже говорится о том, что Финрод и Ородрет особенно любили друг друга и были друзьями сыновей Финголфина, а Ангрод и Аэгнор дружили с Куруфином и Келегормом, сыновьями Фэанора50).
В заметке на полях «Анналов Амана» утверждается, что Финрод (как и Галадриэль) бился против Фэанора, защищая Альквалондэ51). Однако неясно, имелся ли в виду сын Финарфина или сам Финарфин (который раньше носил имя «Финрод»). Тем более, что есть ранняя версия, по которой Финарфин гибнет в Альквалондэ, пытаясь предотвратить схватку (см. статью о Финарфине).
В «Поздних Анналах Белерианда» предводителями нолдор при переходе через Хэлькараксэ называются только Финголфин и Финрод.52)
В ранних версиях Нарготронд был построен только после Дагор Браголлах. Его строил не один Финрод, а Финрод и все его братья, также говорится о том, что им тогда помогали Куруфин и Келегорм, которые позже долго жили в Нарготронде. Также утверждается, что пещеры у Нарога Фелагунд нашел самостоятельно53).
В «Квэнта Сильмариллион» говорится о том, что Темные Эльфы Фаласа избрали Финрода своим королем54).
В ранних вариантах крепость на Тол-Сирионе назывался Инглорминдон, то есть «Башня Инглора»55).
В «Квэнта» Финрод в тот раз, когда он нашел людей, охотился не с Маэдросом и Маглором, а с Келегормом (у которого он тогда гостил)56).
По ранней хронологии первая встреча Финрода с людьми произошла в 400 г. Первой Эпохи57). Однако в «Сильмариллионе» написано, что Дагор Браголлах произошла тогда, когда «шестое поколение людей после Беора и Мараха еще не вошло в возраст зрелости». Таким образом, дата сдвигается на более ранний срок.
В ранних версиях женой Финрода была Мериль (Meril) из народа эльфов Фаласа, а их сыном был Гиль-Галад. После Дагор Браголлах Финрод отослал их в Эгларест58). Также утверждается, что и Галадриэль была не сестрой, а дочерью Финрода (и сестрой Гиль-Галада)59).
Также в «Шибболет Фэанора» говорится, что сыном Финрода был Артанаро Родотир (Ородрет)60).
В заметке к эльфийским генеалогиям утверждается, что Финрод был женат, но жена его осталась в Валиноре и в изгнании с ним не было детей61).
В «Поздних Анналах Белерианда» Финрод вместе с Беором участвуют в «войне на Восточных границах» (до Дагор Браголлах)62).
В «Ранних Анналах Белерианда» говорится, что Финрод жил в Минас-Тирите до того, как его взял приступом Саурон, и при взятии крепости он бежал с Ородретом к Нарогу и основал там подземную крепость Нарготронд63).
В ранней версии Барахир в Дагор Браголлах спас не только Финрода, но и его брата Ородрета (хотя клятву Барахиру дает только Финрод)64).
В черновиках к «Лэ о Лэйтиан» также есть любопытное развитие событий после прихода Берена в Нарготронд. Финрод предостерег Берена о том, что сыновья Фэанора (Келегорм и Куруфин) из-за своей Клятвы никогда не позволят Берену отдать Сильмариль Тинголу (если Берену удастся его добыть). Поэтому Фелагунд собрал войско на битву с Морготом, не говоря Келегорму и Куруфину о том, что Берену необходимо добыть Сильмариль. Никакой ссоры не произошло, Финрод просто отдал свою корону Ородрету на время своего отсутствия, а сам вместе с Береном во главе своего войска отправился к Ангбанду. Келегорм и Куруфин в походе не участвовали. Однако войско Фелагунда было разбито воинами Саурона, Повелителя волков. Удалось спастись только Финроду, Берену и небольшому отряду эльфов. Переодевшись в одежду убитых орков, они отправились к Ангбанду мимо Тол-ин-Гаурхота, но были схвачены Сауроном и заточены в темницу, где их, одного за другим, пожирал волк. Келегорм все же узнал о цели их похода, и отправившись со своими охотничьими собаками по их следам, нашел место битвы. Неподалеку он встретил бежавшую от Тингола Лутиэн… (на этом различия с поздней версией заканчиваются)65). Но затем Дж.Р.Р.Толкин изменил эту версию легенды о Берене и Лутиэн на ту, которая стала окончательной.
По некоторым версиям Саурон сразу же узнает, кто такой Финрод66).
В «Поздних Анналах Белерианда» Финрода в подземельях Тол-ин-Гаурхот убил волколак Драуглуин, который сам остался в живых, и после уже погиб в схватке с Хуаном (ср. с основной версии –– в схватке гибнут и Финрод и волк). Однако здесь становится неясным, почему Драуглуин не убил и Берена67).
В «Квэнта Сильмариллион» последние слова Финрода перед смертью (где он говорит, что никогда не встретится с Береном, поскольку судьбы их народов после смерти различны) дополнены: «Всё же, возможно, даже эта печаль будет исцелена в конце»68). Слова эти объясняются видением Арды Исцеленной, которое является Финроду, ибо там эльфы и люди будут жить вместе69).
(1)Что означает факел – не совсем ясно, возможно, это символ света знания (прим. сост.).
(2) Ср. с первоначальным материнским именем его отца Финарфина «Ингалаурэ». Заметно, что имена очень похожи по звучанию, и сначала они значили практически одно и то же, хотя затем значение первой части имени «Ингалаурэ» объясняется по другому (см. статью о Финарфине) (прим. сост.).
(3) Таким образом, можно заметить, что этот персонаж изначально связывался с мудростью и склонностью к размышлениям (прим. сост.).
Составитель — Юлия Понедельник
1) «Pictures by J. R. R. Tolkien», p. 47
2) «The History of Middle-earth», Volume XII, «The Shibboleth of Fёanor», p. 346
3) «The History of Middle-earth», Volume XII, «The Shibboleth of Fёanor», p. 360
4) «The History of Middle-earth», Volume XII, «The Shibboleth of Fёanor», pp. 351-352
5) «The History of Middle-earth», Volume X, «Atrabeth Finrod ah Andreth», p. 305
6) «The History of Middle-earth», Volume III, “The Lay of Leithian”, p.229, lines 2121
7) «The History of Middle-earth», Volume XII, «The Shibboleth of Fёanor», p.337
8) «The History of Middle-earth», Volume XII, «The Shibboleth of Fёanor», p.337
9) «The History of Middle-earth», Volume X, «Atrabeth Finrod ah Andreth», p. 305.
10) «The History of Middle-earth», Volume X, « Atrabeth Finrod ah Andreth»
11) «The History of Middle-earth», Volume XII, «The Shibboleth of Fёanor», p.352
12) «The History of Middle-earth», Volume XI, “Quendi and Eldar”, p.406
13) «The History of Middle-earth», Volume X, « Atrabeth Finrod ah Andreth », p. 305
14) «The History of Middle-earth», Volume X, “The Annals of Aman”, p.106
15) “The History of Middle-earth”, Volume X, “The Annals of Aman», p.98
16) , 35) «The History of Middle-earth», Volume XII, «The Shibboleth of Fёanor», p. 337
17) «The History of Middle-earth», Volume XI, “The Grey Annals”, p.44
18) «The History of Middle-earth», Volume XI, “The Grey Annals”, p.29
19) «The History of Middle-earth», Volume XI, “The Grey Annals”, p.38
20) «The History of Middle-earth», Volume XI, “The Grey Annals”, p.35
21) «The History of Middle-earth», Volume XI, “The Grey Annals”, pp.35, 44
22) «The History of Middle-earth», Volume XII, «The Shibboleth of Fёanor», p. 352
23) «The History of Middle-earth», Volume XI, “The Grey Annals”, p.40
24) «The History of Middle-earth», Volume XI, “The Grey Annals”, pp.42-43
25) «The History of Middle-earth», Volume X, « Atrabeth Finrod ah Andreth », p. 307
26) «The History of Middle-earth», Volume XI, “The Grey Annals”, p.52
27) «The History of Middle-earth», Volume XI, “The Grey Annals”, p.62
28) «The History of Middle-earth», Volume XI, “The Grey Annals”, p.66
29) «The History of Middle-earth», Volume III, “The Lay of Leithian”, p.228, line 2083
30) «The History of Middle-earth», Volume III, “The Lay of Leithian”, p.229, lines 2121-2126
31) «The History of Middle-earth», Volume III, “The Lay of Leithian”, p.231, lines 2215-2217
32) «The History of Middle-earth», Volume III, “The Lay of Leithian”, p.249, lines 2581-2609
33) «The History of Middle-earth», Volume III, “The Lay of Leithian”, p.250, line 2632
34) «The History of Middle-earth», Volume XI, “The Grey Annals”, p.67
36) «The History of Middle-earth», Volume XI, “The Wanderings of Hurin”, p.255
37) «The History of Middle-earth», Volume XII, «Of Dwarves and Men», pp. 317-318
38) «The History of Middle-earth», Volume V, «The Etymologies», p.381
39) «The History of Middle-earth», Volume V, «The Etymologies», p.366
40) «The History of Middle-earth», Volume V, «Quenta Silmarillion», p.254
41) «The History of Middle-earth», Volume V, «The Etymologies», p.361
42) «The History of Middle-earth», Volume V, «The Etymologies», p.368
43) «The History of Middle-earth», Volume V, «Quenta Silmarillion», p.275
44) ibid
45) «The History of Middle-earth», Volume XI, «The Later Quenta Silmarillion», p.226
46) «The History of Middle-earth», Volume IV, “The Quenta”, p. 261
47) «The History of Middle-earth», Volume IV, “The Quenta”, p. 114
48) «The History of Middle-earth», Volume IV, “The Earliest Annals of Valinor”, p. 322
49) «The History of Middle-earth», Volume V, «Quenta Silmarillion», pp. 237-238
50) «The History of Middle-earth», Volume V, «Quenta Silmarillion», p. 223
51) «The History of Middle-earth», Volume X, “The Annals of Aman”, p. 128
52) «The History of Middle-earth», Volume V, «The Later Annals of Beleriand», p. 125
53) «The History of Middle-earth», Volume IV, “The Earliest Silmarillion”, p. 27
54) «The History of Middle-earth», Volume V, «Quenta Silmarillion», p. 261
55) «The History of Middle-earth», Volume V, «Quenta Silmarillion», p. 269
56) «The History of Middle-earth», Volume IV, “The Quenta”, p. 12
57) «The History of Middle-earth», Volume XI, “The Grey Annals”, pp.48-49
58) «The History of Middle-earth», Volume XI, «The Later Quenta Silmarillion», p.242
59) «The History of Middle-earth», Volume XII, «The Tale of Years of the Second Age», p.185
60) «The History of Middle-earth», Volume XII, «The Shibboleth of Fёanor», p. 350
61) «The History of Middle-earth», Volume XII, «The Shibboleth of Fёanor», p. 350
62) «The History of Middle-earth», Volume V, «The Later Annals of Beleriand», p. 130
63) «The History of Middle-earth», Volume IV, «The Earliest Annals of Beleriand», p. 358
64) «The History of Middle-earth», Volume IV, “The Earliest Annals of Beleriand”, p. 356
65) «The History of Middle-earth», Volume IV, “The Earliest Silmarillion”, p. 28
66) «The History of Middle-earth», Volume XI, “The Grey Annals”, p. 66
67) «The History of Middle-earth», Volume V, «The Later Annals of Beleriand», pp. 134-135
68) «The History of Middle-earth», Volume V, «Quenta Silmarillion», p. 300
69) «The History of Middle-earth», Volume X, « Atrabeth Finrod ah Andreth », p. 319