Немногим книгам выпадает честь прославиться задолго до своего выхода из печати, стать знаменитыми еще в "самиздате" - расходясь среди читающей публики в списках, распечатках и файлах. К сожалению, именно для таких произведений издание в виде "настоящей" книги обычно знаменует не зенит, а закат шумной славы и популярности. И в этом нет ничего удивительного - ведь людей всегда (а особенно у нас) привлекает именно неофициальная, "закрытая" информация, изустные легенды, слухи и апокрифы.
Обрывки текстов, известных под общим названием "Черные хроники Арды" впервые появились в кругах избранной публики в конце 1991 года. Это было время, когда популярность Дж.Р.Р.Толкиена достигла в нашей стране своего пика. Только что в питерском "Северо-Западе" наконец-то вышло первое полное издание "Властелина Колец" -- знаменитый "кирпич" в переводе Григорьевой и Грушецкого. Под Москвой состоялись вторые "Хоббитские игры" и движение толкиенистов росло как на дрожжах. Тем временем страна, когда-то именовавшаяся Советским Союзом, быстро разваливалась. Окружающая действительность, еще пару лет назад казавшаяся такой прочной и незыблемой, трещала по всем швам, и поэтому мир, созданный сорок лет назад воображением английского профессора начал восприниматься многими едва ли не как более реальный, чем вся окружающая реальность.
В какой-то момент вера в Средиземье для многих людей стала почти религиозной. Но там, где есть религия, как правило, очень скоро появляется ересь. Это правило особенно актуально для нашей страны, где давно уже разучились верить в сказку без подвоха. Не удивительно, что вслед за восторгом открытия нового мира пришли первые сомнения: а действительно ли все было именно так, как описал Профессор.
Сомневаться в адекватности и правдивости описания автором литературного произведения выдуманного им мира, при этом нисколько не сомневаясь в реальности этого мира - такое может быть только у нас. Сергей Лукьяненко в романе "Звезды - холодные игрушки" открыл читателю глаза на то, как должен на самом деле выглядеть описанный Стругацкими коммунистический мир Полдня. Точно так же "Черные хроники Арды" ставили своей целью показать, каким был истинный облик Светлых Сил Средиземья и что в действительности крылось за многочисленными войнами с прислужниками Тьмы.
Воистину, это был толкиенистский "Архипелаг Гулаг". Валар, могущественные духи, волею Единого управляющие миром (Толкиен назвал его Ардой) оказались жестокими и недалекими местоблюстителями равнодушного Творца. Эльфы превратились в высокомерных средневековых феодалов, озабоченных междоусобной борьбой за власть и контроль над "низшими расами". Нуменор, самое могущественное царство людей и оплот Светлых Сил, стал агрессивной империей, которая захватила огромные территории Средиземья, уничтожив половину их населения и обратив в рабство оставшихся. Естественно, всему этому противостоят благородные силы Тьмы и их вождь, мятежный вала Мелькор прозванный недоброжелателями Морготом, то есть Черным Врагом.
Фрагменты "Черных хроник", ходившие по стране в виде разрозненных распечаток или электронных файлов, не выглядели единым художественным произведением в общепринятом смысле этого слова. Они представляли собой обрывки летописей и легенд, иногда изложенных сухим языком хрониста, иногда - витиеватым стилем народного предания. Но в совокупности они завораживали, заставляли читателя самому дорисовывать недостающие элементы общей картины. Заполняя своим воображением лакуны и пробелы, каждый мог представить себе целостную картину мира - истинную картину, трагическую и завораживающую. К этому времени мы уже привыкли к мысли, что история обязана быть трагической, но еще не успели отвыкнуть от ее эпического восприятия.
Постепенно стало известно имя автора "Черных хроник" -- Ниенна, она же Наталия Васильева, переводчик и редактор из Москвы. Затем прошли слухи, что у этого текста на самом деле два автора - вторым является Наталия Некрасова, она же Иллет. Буря эмоций, положительных и отрицательных, разыгравшаяся вокруг "неканонического" варианта средиземских преданий постепенно утихала - становясь все более известными, они перестали будоражить воображение посвященных и "продвинутых" толкиенистов. К этому времени созданный Толкиеном мир давно уже отделился от своего создателя и зажил самостоятельной жизнью, а "Черные Хроники" стали частью этого мира. Не меньше -- но и не больше...
В 1995 году "Хроники" наконец-то были опубликованы под названием "Черная Книга Арды" малоизвестным московским издательством "ДИАС лтд". Авторами значились Ниеннах и Иллет, переводчиками - Н. Васильева и Н. Некрасова. О языке, с которого переводилась книга, благоразумно умалчивалось. Сам толстый том в суперобложке и с золотым тиснением по корешку выглядел достаточно солидно, рисованные заставки на каждой странице и прекрасные иллюстрации работы Павла Воронцова (которые не смогла испортить даже отвратительная бумага) производили приятное впечатление. Вот только книга впечатления уже не производила.
То, что некогда выглядело разрозненными тайными фрагментами, по которым можно было восстановить реальную историю любимого мира - превратилось в пухлый роман, в меру занудный, в меру истеричный и не в меру сентиментальный. Героическая фэнтези обернулась обыкновенным дамским романом, при этом образ Мелькора стал подозрительно напоминать плакатный образ дедушки Ленина, то играющего в снежки с эльфийскими детьми, то принимающего восторженных ходоков из разных отсталых концов мира (кое-кто из критиков даже обнаружил в тексте почти дословную цитату из кинофильма "Человек с ружьем").
И вот "Черная Книга" выходит снова. Но назвать этот двухтомник переизданием не поворачивается язык - перед нами не просто новое произведение, но две совершенно разных книги, написанных двумя разными авторами в очень разной стилистике и с сильно различающихся точек зрения.
Том, принадлежащий перу Наталии Васильевой - это все та же "Черная Книга" 1995 года. Исправленная, но не дополненная - напротив, ее текст несколько сокращен и изменен примерно на треть. Поэтому гораздо больший интерес представляет "Исповедь Стража", принадлежащая перу Наталии Некрасовой. Герой этой книги - человек Четвертой Эпохи, живущий через три сотни лет после Войны Кольца. Но в Средиземье события трех эпох, минувших от сотворения мира, играют куда большую роль, чем для нас - походы Александра Македонского или Вторая Пуническая война. И Галдор, сын Дуйлина, гондорский Страж, а по-нашему говоря, сотрудник службы безопасности, получает служебное задание - прочесть таинственную Черную Книгу, допросить ее переводчика и составить собственное мнение о том, что же это такое на самом деле.
Философия Галдора изложена в первых строках, с которых начинается роман: "Я не верю в правду победителей. Я не верю в правду побежденных. И те, и другие равно лгут." Профессия Стража - выяснить истину, и Галдор занимается этим, перебирая страницы древней рукописи, многие фрагменты которой созданы едва ли не на заре времен. Но он стремится не только воссоздать картину происходившего, но и понять, почему же на протяжении тысяч лет одни и те же события разными людьми упорно трактовались с диаметрально противоположных точек зрения. Галдор не занимается расследованием в прямом смысле этого слова - он исследует Историю и ее преломление через нюансы человеческой психологии. Пытаясь понять, что двигало адептами той и другой стороны - жажда власти, религиозный фанатизм, стремление к свободе? Или что-то другое?
И вместе с автором романа Галдор приходит к очень неутешительному выводу. Возможно, Мелькор, он же Моргот, Черный Враг, действительно желал только добра. Но большинство его деяний неизбежно приводили ко злу. И вовсе не потому, что любая дорога в ад вымощена благими намерениями - это ведь тоже ложь, придуманная теми, кто стремится оправдать свою подлость. Просто стремление к абсолютной свободе, пусть даже свободе творчества, неизбежно влечет за собой попрание свободы других. А далее борцы за свободу неизбежное начинают делить людей на тех, кто заслужил эту свободу и тех, кто свободы недостоин. При этом согласно логике войны, все их противники неизбежно попадают в разряд недостойных.
Поначалу повествование "Исповеди Стража" течет размеренно и неторопливо. Автора больше интересует "историческое расследование", чем остросюжетный фэнтезийный роман. Поначалу внутреннее напряжение текста обеспечивается лишь должностью главного героя да самой атмосферой неясных предчувствий нового пришествия Тени самой (которая, собственно, и подвигла руководство гондорской тайной полиции на проведение этого расследования), и лишь после середины книги функции поддержания динамичности и увлекательности повествования переходят непосредственно к сюжету. Но, поверьте, увлекательность романа от этого отнюдь не страдает!
Словом, второй том "Черной книги" по сути, представляет собой полемику с первым томом. Нет, он не ставит все опять с ног на голову (или с головы - на ноги) и не собирается вновь опровергать сюжет первой книги. Просто "Исповедь Стража" заставляет по-новому взглянуть на основные ее тезисы, на поведение и моральные качества персонажей, пусть даже тех, кто искренне мнят себя возвышенными, благородными и непонятыми. А также на такие общечеловеческие понятия, как свобода и долг, власть и гуманизм.
"Борондир часто говорил мне - читайте книги между строк, учитесь искать истину. Вот я и нашел. Как же просто представить в выгодном свете низость - назови негодяя непонятым страдальцем, и все".
Не путайте добро с добротой, а свободу с эгоизмом. Не оправдывайте свои преступления высокими целями или преступлениями оппонентов. Не верьте харизматическим Вождям и Учителям. Помните, что страдание не есть ни добродетель, ни достоинство. И всегда считайте своего оппонента Человеком. Думается, с этими мыслями согласился бы и сам профессор Толкиен.
(с) автор - Владислав Гончаров